68 ри национально-территориальных образований, а также между ними. «Реальным становится обострение социально-политических конфликтов самых различных видов, которое может привести к смене власти в различных сценарных вариантах: перехода ее как к умеренным, возможно, религиозным группам, так и экстремистским националистическим, к лидерам как с феодалистическими, так и сепаратистскими намерениями». (15) Однако представляется, что многие проблемы в национальной сфере могли бы быть решены за счет проведения такой федеральной политики, одним из главных элементов которой является принцип национальнокультурной автономии. Практическая реализация этого принципа в сочетании с развитием самоуправления помогла бы удовлетворить этнокультурные потребности народов, направить этничность в русло нормального развития, не выводя ее на арену политических спекуляций и провокаций, и избежать тем самым новой межнациональной напряженности, чреватой взрывоопасными конфликтами. Наконец, в-третьих, в условиях политической нестабильности и поляризации общества пропаганда “национальной идеи” может приводить на уровне массового сознания к вспышкам, которые хорошо известны из всей предыдущей истории. 2.2. ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭТНИЧНОСТИ Существует закон человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада. По мнению И.А. Ильина, «язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творче |
49 Во-первых, можно предположить, что этнический фактор не только не потеряет своей роли в социальной жизни народов России, но, напротив, преобразуясь в средство политической борьбы, усилит свое значение. Особенно это относится к многонациональным регионам, где межнациональная напряженность существует или уже в явной форме, или пока латентно, на уровне определенных симптомов. Во-вторых, политизация этничности вкупе с происходящим ухудшением материального положения может приводить к росту напряженности внутри национально-территориальных образований, а также между ними. “Реальным становится обострение социально-политических конфликтов самых различных видов, которое может привести к смене власти в различных сценарных вариантах: перехода ее как к умеренным, возможно, религиозным группам, так и экстремистским националистическим, к лидерам как с феодалистическими, так и сепаратистскими намерениями” [16]. Однако представляется, что многие проблемы в национальной сфере могли бы быть решены за счет проведения такой федеральной политики, одним из главных элементов которой является принцип национально-культурной автономии. Практическая реализация этого принципа в сочетании с развитием самоуправления помогла бы удовлетворить этнокультурные потребности народов, направить этничность в русло нормального развития, не выводя ее на арену политических спекуляций и провокаций, и избежать тем самым новой межнациональной напряженности, чреватой взрывоопасными конфликтами. Наконец, в-третьих, в условиях политической нестабильности и поляризации общества пропаганда “национальной идеи” может приводить на уровне массового сознания к вспышкам, которые хорошо известны из всей предыдущей истории. 2.2. Роль языка в формировании этичности. Из всех компонентов культуры в широком смысле слова обычно наиболее отчетливо выраженными этническими функциями обладает язык [1]. Не случайно в научной литературе при определении основных признаков как этнических образований вообще, так и отдельных их типов, язык уже давно обычно выдвигают на первое место (в частности, особое значение языка для нации отмечалось еще Жан-Жаком Руссо, Дж.С. Миллем [2]), и для этого есть достаточные основания. Кроме того, социально-философский анализ этичности возможен только через ее языковые формы, поэтому мы и выделяем данный признак как предмет специального рассмотрения. Существует закон человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только посвоему и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада. И.А. Ильин считал, что самым главным “даром судьбы’’ для человека является его семья, “в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий мир”. И “то, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и призом самим этим детством” [3]. “Мир управляется из детской”... утверждал немецкий богослов Толук. Действительно, именно здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. “Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию” [4]. По мнению И.А. Ильина [5] именно “язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь ду |