ские замыслы народа». Именно язык из всех компонентов культуры обладает наиболее отчетливыми этническими функциями. Язык на уровне обыденного сознания, на уровне автостерсотипа этноса и представлений о данном этносе среди его соседей, является в огромном большинстве случаев самым важным, ранее всего называемым признаком и определителем этноса. И несомненно, что определенная языковая общность, наряду с общностью территории и культуры является необходимым условием для формирования этноса. В принципе любой этнический процесс реализуется, помимо всего прочего и даже прежде всего, через общение, а стало быть, и через речевое общение, через язык. Таким образом, язык является своеобразным универсальным медиатором этнических процессов. Конечным и субъективным результатом формирования и существования этнических общностей людей выступает формирование этнического самосознания, выраженного в общем самоназвании. Что касается механизма этих объективных процессов, которые ведут от предпосылок к реализации их результата, то это комплекс различных, прежде всего языковых, коммуникаций. В этом состоит общая важность языка как признака этноса. Хотя, на поверку оказывается, что в большинстве случаев не язык делает этнос, а этнос делает язык. Т.е. факт пользования одним языком не делает разные группы людей автоматически принадлежащими к одному этносу. Только в том случае, когда для этнического слияния разных групп имеются весомые исторические, территориальные, экономические, социальные, культурные предпосылки, наличие единого языка может существенно облегчить такое слияние. “Священная Римская империя германской нации” объединяла в своих границах отнюдь не нацию в нашем понимании, а большее число мелких феодальных германоязычных (и не только) народностей, из которых впоследствии сложился не один, а несколько современных крупных немец69 -4 коязычных этносов. |
54 тивным результатом действия этих факторов выступает формирование этнического самосознания, выраженного в общем самоназвании. Что касается механизма этих объективных процессов, которые ведут от предпосылок к реализации их результата, то это комплекс различных, прежде всего языковых, коммуникаций. В этом и состоит общая важность языка как признака этноса. Язык на уровне обыденного сознания, на уровне автостереотипа этноса и представлений о данном этносе среди его соседей, является в огромном большинстве случаев самым важным, ранее всего называемым признаком и определителем этноса. И несомненно, что определенная языковая общность, наряду с общностью территории и культуры является необходимым условием для формирования этноса. В то же время, нс менее очевидно, что в современном мире однозначное соответствие этноса и языка является скорее исключением, чем правилом. Существует целый ряд этносов, которые говорят на какомлибо одном широко распространенном языке английском, испанском, французском и др. Есть отдельные этносы и этнические группы, для которых характерно массовое двухи даже трехъязычие (парагвайцы, люксембуржцы и др.); а также, этносы, одна часть которых говорит на одном языке, а другая на другом, хотя следует тут же отметить, что в этих случаях всегда бывает и третья часть, говорящая на обоих языках (бретонцы, ненцы, эскимосы и др.). Особо следует отметить случаи, когда разные части этноса говорят на близкородственных и сходных между собой, но все же различающихся языках, мордва, марийцы и др. И наконец, весьма часто этнос, который обладает определенным этнически специфичным языком, как этникос образует малые обособленные группы, живущие в инонациональном окружении и перешедшие на язык этого окружения, однако стойко сохраняющие свое этническое самосозна 66 бытового общения, а родной язык культивируется как средство этнической демонстративности, т.е. в значительной мере переходит на позиции “салонного” языка. Впрочем, даже “салонный язык” может обнаруживать большую долговечность и успешно выполнять этноинтегративные функции. И даже когда большая часть группы уже владеет родным языком, она продолжаег сохранять как символ групповой принадлежности отдельные слова. Выражения, формулы фатической коммуникации и другие реликты этого языка. В принципе любой этнический процесс реализуется, помимо всего прочего и даже прежде всего, через общение, а стало быть, и через речевое общение, через язык. Таким образом, язык является своеобразным универсальным медиатором этнических процессов. Подытоживая рассмотрение взаимоотношений между этническими и языковыми процессами, мы должны отметить, что, во-первых, они отличаются очень большим разнообразием, а во-вторых, как уже говорилось, отсутствием однозначной и прямой корреляции. Хотя язык и является наиболее явным, как бы самоочевидным признаком и фактором формирования и функционирования этноса, на поверку оказывается, что в большинстве случаев не язык делает этнос, а этнос делает язык. Т.е. факт пользования одним языком не делает разные группы людей автоматически принадлежащими к одному этносу. Только в том случае, когда для этнического слияния разных групп имеются весомые исторические, территориальные, экономические, социальные, культурные предпосылки, наличие единого языка может существенно облегчить такое слияние. “Священная Римская империя германской нации” объединяла в своих границах отнюдь не нацию в нашем понимании, а большее число мелких феодальных германоязычных (и не только) народностей, из которых впоследствии сложился не один, а несколько современных крупных немецкоязычных этносов. |