Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 71]

71 >.
ется, главным образом за счет выхода из обихода ряда языков мелких, быстро ассимилирующихся племен и народностей.
Чем меньше, уже функциональный спектр языка, тем больше для него опасность исчезновения.
С другой стороны, все большее число языков проявляет тенденцию к расширению функционального спектра, и можно считать, что число высокофункциональных языков, т.е.
языков, выполняющих не только бытовые, но и сложные административно-культурные функции постоянно увеличивается, что отражает консолидацию говорящих на них этносов.

Основным фактором формирования, проявления и изучения этничности
г является язык.
Он выступает системообразующим фактором биосоциальной сущности человека этнического.
Его размывание или утрата однозначно обозначают утрату личностью собственных этнических черт.

Из всех компонентов культуры в широком смысле слова обычно наиболее отчетливо выраженными этническими функциями обладает язык.
(1) Не случайно в научной литературе при определении основных признаков как этнических образований вообще, так и отдельных их типов, язык уже давно обычно выдвигают на первое место (в частности, особое значение языка для нации отмечалось еще Жан-Жаком Руссо, Дж.
С.
Миллем),
и для этого есть достаточные основания.
Кроме того, социально-философский анализ
этничности возможен только через ее языковые формы, поэтому мы и выделяем данный признак как предмет специального рассмотрения.
Отношение этнографии к языку, представляющему несомненно важнейший компонент этноса, сложилось весьма своеобразно.
Несмотря на выполнение им особой роли в интеграции и дифференциации этнических общностей (по мнению Ю.В.
Бромлея, этническую функцию выполняет именно
«совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих свойств культуры»), язык сравнительно выступает в качестве предмета специальных ч этнографических исследований.
В этом качестве еще можно встретить языки
[стр. 52]

2.2.
Роль языка в формировании этичности.
Из всех компонентов культуры в широком смысле слова обычно наиболее отчетливо выраженными этническими функциями обладает язык [1].
Не случайно в научной литературе при определении основных признаков как этнических образований вообще, так и отдельных их типов, язык уже давно обычно выдвигают на первое место (в частности, особое значение языка для нации отмечалось еще Жан-Жаком Руссо, Дж.С.
Миллем
[2]), и для этого есть достаточные основания.
Кроме того, социально-философский анализ
этичности возможен только через ее языковые формы, поэтому мы и выделяем данный признак как предмет специального рассмотрения.
Существует закон человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только посвоему и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада.
И.А.
Ильин считал, что самым главным “даром судьбы’’ для человека является его семья, “в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий мир”.
И “то, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и призом самим этим детством” [3].
“Мир управляется из детской”...
утверждал немецкий богослов Толук.
Действительно, именно здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец.
“Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию” [4].
По мнению И.А.
Ильина [5] именно “язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь ду

[стр.,53]

53 ховный уклад и все творческие замыслы народа.
/.../ Особенно важно, чтобы пробуждение самосознания и личностной памяти ребенка (обычно на третьем, на четвертом году жизни) совершилось на его родном языке.
При этом важен не тот язык, на котором говорят другие, а тот язык, на котором обращаются к нему, заставляя его выражать на нем его “собственные внутренние состояния”.
Отношение этнографии к языку, представляющему несомненно важнейший компонент этноса, сложилось весьма своеобразно.
Несмотря на выполнение им особой роли в интеграции и дифференциации этнических общностей (по мнению Ю.В.Бромлея, этническую функцию выполняет именно
“совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих свойств культуры” [6]), язык сравнительно выступает в качестве предмета специальных этнографических исследований.
В этом качестве еще можно встретить языки
бесписьменных народов, что несомненно связано с особенностями этнографического подхода к такого рода народам.
Изучение же языков народов, обладающих письменностью, почти целиком представляет проблему лингвистики.
И хотя внимание лингвистов сосредоточено прежде всего на собственно языковедческих вопросах, тем не менее им обычно принадлежит определяющая роль в исследовании языковых аспектов таких этнических проблем, как, например, этногенез общность происхождения народов, диалектные особенности этнических групп и др.
Несмотря на особое значение этнических свойств языка и главной его функции как основного средства человеческого общения, существуют и другие факторы, которые обычно называются признаками этноса, это такие, как общность территории, экономических связей, уровня развития в целом и др.
Все вместе они являются предпосылками или условиями формирования и существования этнических общностей людей, так же, как и ряда других типов общностей.
Конечным и субъек

[стр.,68]

68 сов), постепенно сокращается, главным образом за счет выхода из обихода ряда языков мелких, быстро ассимилирующихся племен и народностей.
Чем меньше, уже функциональный спектр языка, тем больше для него опасность исчезновения.
С другой стороны, все большее число языков проявляет тенденцию к расширению функционального спектра, и можно считать, что число высокофункциональных языков, т.е.
языков, выполняющих не только бытовые, но и сложные административно-культурные функции постоянно увеличивается, что отражает консолидацию говорящих на них этносов.

Краткие выводы к главе 2.
1.
Сущность этничности заключается в аккумуляции всех без исключения этнических признаков в индивидууме, но их ценностное распределение и, следовательно, реализация в социальной деятельности, зависит от установок самой личности.
2.
Основным фактором формирования, проявления и изучения этничности
является язык.
Он выступает системообразующим фактором биосоциальной сущности человека этнического.
Его размывание или утрата однозначно обозначают утрату личностью собственных этнических черт.

ПРИМЕЧАНИЯ: 1.
Этнознаковые функции культуры.
Сб.
ст.
М., 1991.
С.
12.

[Back]