Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 72]

72 бесписьменных народов, что несомненно связано с особенностями этнографического подхода к такого рода народам.
Изучение же языков народов, обладающих письменностью, почти целиком представляет проблему лингвистики.
И хотя внимание лингвистов сосредоточено прежде всего на собственно языковедческих вопросах, тем не менее им обычно принадлежит определяющая роль в исследовании языковых аспектов таких этнических проблем, как, например, этногенез общность происхождения народов, диалектные особенности этнических групп и др.
Несмотря на особое значение этнических свойств языка и главной его функции как основного средства человеческого общения, существуют и другие факторы, которые обычно называются признаками этноса, это такие, как общность территории, экономических связей, уровня развития в целом и др.
Все вместе они являются предпосылками или условиями формирования и существования этнических общностей людей, так же, как и ряда других типов общностей.
Конечным и субъективным
результатом действия этих факторов выступает формирование этнического самосознания, выраженного в общем самоназвании.
Что касается механизма этих объективных процессов, которые ведут от предпосылок к реализации их результата, то это комплекс различных, прежде всего языковых, коммуникаций.
В этом и состоит общая важность языка как признака этноса.
Язык на уровне обыденного сознания, на уровне автостереотипа этноса и представлений о данном этносе среди его соседей, является в огромном большинстве случаев самым важным, ранее всего называемым признаком и определителем этноса.
И несомненно, что определенная языковая общность, наряду с общностью территории и культуры является необходимым условием для формирования этноса.
В то же время,
не менее очевидно, что в современном мире однозначное соответствие этноса и языка является скорее исключением, чем правилом.
[стр. 53]

53 ховный уклад и все творческие замыслы народа.
/.../ Особенно важно, чтобы пробуждение самосознания и личностной памяти ребенка (обычно на третьем, на четвертом году жизни) совершилось на его родном языке.
При этом важен не тот язык, на котором говорят другие, а тот язык, на котором обращаются к нему, заставляя его выражать на нем его “собственные внутренние состояния”.
Отношение этнографии к языку, представляющему несомненно важнейший компонент этноса, сложилось весьма своеобразно.
Несмотря на выполнение им особой роли в интеграции и дифференциации этнических общностей (по мнению Ю.В.Бромлея, этническую функцию выполняет именно “совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих свойств культуры” [6]), язык сравнительно выступает в качестве предмета специальных этнографических исследований.
В этом качестве еще можно встретить языки бесписьменных народов, что несомненно связано с особенностями этнографического подхода к такого рода народам.
Изучение же языков народов, обладающих письменностью, почти целиком представляет проблему лингвистики.
И хотя внимание лингвистов сосредоточено прежде всего на собственно языковедческих вопросах, тем не менее им обычно принадлежит определяющая роль в исследовании языковых аспектов таких этнических проблем, как, например, этногенез общность происхождения народов, диалектные особенности этнических групп и др.
Несмотря на особое значение этнических свойств языка и главной его функции как основного средства человеческого общения, существуют и другие факторы, которые обычно называются признаками этноса, это такие, как общность территории, экономических связей, уровня развития в целом и др.
Все вместе они являются предпосылками или условиями формирования и существования этнических общностей людей, так же, как и ряда других типов общностей.
Конечным и субъек


[стр.,54]

54 тивным результатом действия этих факторов выступает формирование этнического самосознания, выраженного в общем самоназвании.
Что касается механизма этих объективных процессов, которые ведут от предпосылок к реализации их результата, то это комплекс различных, прежде всего языковых, коммуникаций.
В этом и состоит общая важность языка как признака этноса.
Язык на уровне обыденного сознания, на уровне автостереотипа этноса и представлений о данном этносе среди его соседей, является в огромном большинстве случаев самым важным, ранее всего называемым признаком и определителем этноса.
И несомненно, что определенная языковая общность, наряду с общностью территории и культуры является необходимым условием для формирования этноса.
В то же время,
нс менее очевидно, что в современном мире однозначное соответствие этноса и языка является скорее исключением, чем правилом.
Существует целый ряд этносов, которые говорят на какомлибо одном широко распространенном языке английском, испанском, французском и др.
Есть отдельные этносы и этнические группы, для которых характерно массовое двухи даже трехъязычие (парагвайцы, люксембуржцы и др.); а также, этносы, одна часть которых говорит на одном языке, а другая на другом, хотя следует тут же отметить, что в этих случаях всегда бывает и третья часть, говорящая на обоих языках (бретонцы, ненцы, эскимосы и др.).
Особо следует отметить случаи, когда разные части этноса говорят на близкородственных и сходных между собой, но все же различающихся языках, мордва, марийцы и др.
И наконец, весьма часто этнос, который обладает определенным этнически специфичным языком, как этникос образует малые обособленные группы, живущие в инонациональном окружении и перешедшие на язык этого окружения, однако стойко сохраняющие свое этническое самосозна

[Back]