Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 79]

79 вую Турцию подняли потомки сельджуков из глубин Малой Азии, а остатки османов доживали свой век в переулках Стамбула.
(3) В других случаях широкое расселение этноса косвенно связано с суждением ареала его специфического языка в связи с переходом на другой язык; так обстоит дело с большинством кельтских языков.
Но расширение ареала языка за пределы ареала этноса всегда имеет положительное значение для этноса, укрепляя его позиции в межэтнических и межгосударственных контактах и связях, способствуя упрочнению его культуры, а также и количественному росту путем ассимиляции отдельных
инонациональных групп (наиболее характерные примеры могут дать отдельные арабские этносы или «латинизация» индейского населения в ряде стран Латинской Америки).
Поэтому, как правило, этнос проявляет заинтересованность в расширении ареала своего языка, что в свою очередь, связано с расширением спектра его функционального использования.
Для этнических процессов современности особо важное значение имеет то обстоятельство, что ареалы этносов и языков взаимодействуют с третьим ареалом с государствами.
В средневековье и в древности, как правило, роль государственных границ в формировании этноязыковых общностей и процессов была относительно невелика.
Однако, в новое время, фактор государственных границ и проводимых в этих определенных государственных мероприятий в области образования и культурного развития стал одним из важнейших факторов в развитии этноязыковых процессов.
Граница ареалов и несущих их этносов не только обычно не совпадают с друг другом, но и почти не совпадают и с государственными границами.
Моноэтнические государства в современном мире редкость; преобладают государства либо многонациональные, либо имеющие значительные или хотя бы незначительные национальные меньшинства.
Кроме того, даже этносы практически мононациональных государств образуют национальные группы
[стр. 60]

60 ди добычи и земли для поселения.
Они составили конницу “спаги”.
Завоевание Болгарии и Македонии в XVI в.
позволило турецким султанам организовать пехоту из христианских мальчиков, которых отрывали от семей, обучали исламу и военному делу и ставили на положение гвардии “нового войска”, янычар.
В XV в.
был создан флот, укомплектованный авантюристами всех берегов Средиземного моря.
В XVI в.
добавилась легкая конница “акиджи” из завоеванных Диарбекра, Ирака и Курдистана.
Дипломатами становились французские ренегаты, а финансистами и экономистами греки, армяне и евреи.
А жен эти люди покупали на невольничьих базарах.
Там были полячки, украинки, немки, итальянки, грузинки, гречанки, берберки, негритянки и т.д.
Эти женщины в XVII-XVIII вв.
были матерями и бабушками турецких воинов.
Турки были этносом, но молодой солдат слушал команду по-турецки, беседовал с матерью по-польски, а с бабушкой по-итальянски, на базаре торговался по-гречески, стихи читал персидские, а молитвы арабские.
Но он был османом, ибо вел себя, как подобало осману, храброму и набожному войну ислама.
Эту этническую целостность развалили в XIX в., многочисленные европейские ренегаты и обучавшиеся в Париже младотурки.
В XX в.
Османская империя пала, а этнос рассыпался: люди вошли в состав других этносов.
Новую Турцию подняли потомки сельжуков из глубин Малой Азии, а остатки османов доживали свой век в переулках Стамбула” [9].
В других случаях широкое расселение этноса косвенно связано с суждением ареала его специфического языка в связи с переходом на другой язык; так обстоит дело с большинством кельтских языков.
Но расширение ареала языка за пределы ареала этноса всегда имеет положительное значение для этноса, укрепляя его позиции в межэтнических и межгосударственных контактах и связях, способствуя упрочнению его культуры, а также и количественному росту путем ассимиляции отдель


[стр.,61]

61 ных инонациональных групп (наиболее характерные примеры могут дать отдельные арабские этносы или “латинизация” индейского населения в ряде стран Латинской Америки).
Поэтому, как правило, этнос проявляет заинтересованность в расширении ареала своего языка, что в свою очередь, связано с расширением спектра его функционального использования.
Для этнических процессов современности особо важное значение имеет то обстоятельство, что ареалы этносов и языков взаимодействуют с третьим ареалом с государствами.
В средневековье и в древности, как правило, роль государственных границ в формировании этноязыковых общностей и процессов была относительно невелика.
Однако, в новое время, фактор государственных границ и проводимых в этих определенных государственных мероприятий в области образования и культурного развития стал одним из важнейших факторов в развитии этноязыковых процессов.
Граница ареалов и несущих их этносов не только обычно не совпадают с друг другом, но и почти не совпадают и с государственными границами.
Моноэтнические государства в современном мире редкость; преобладают государства либо многонациональные, либо имеющие значительные или хотя бы незначительные национальные меньшинства.
Кроме того, даже этносы практически мононациональных государств образуют национальные группы
за их пределами (корейцы, японцы, венгры, ирландцы и др.).
Проблема соотношения этноса и языка, проблема хода этноязыковых процессов тем самым становится предметом заботы внутригосударственной политики.
Государство, как правило, заинтересовано в том, чтобы имелся в идеале один язык, понятный всем гражданам данного государства, который мог бы служить целям массовой коммуникации, администрации, образования, судопроизводства, организации армии и т.д.

[Back]