Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 86]

86 нетворческой и иной языковой политики, также нередко играют заметную роль.
На международную арену в наши дни выходят все новые и новые этносы, в прошлом никому, кроме своих ближайших соседей, неизвестные.
Новые языки создаются редко, и можно с уверенностью сказать, что хотя с научной точки зрения это несомненная потеря, общее число идиом, на которых говорит население Земли (как и общее число этносов),
постепенно сокращается, главным образом за счет выхода из обихода ряда языков мелких, быстро ассимилирующихся племен и народностей.
Чем меньше, уже функциональный спектр языка, тем больше для него опасность исчезновения.
С другой стороны, все большее число языков проявляет тенденцию к расширению функционального спектра, и можно считать, что число высокофункциональных языков, т.е.
языков, выполняющих не только бытовые, но и сложные административно-культурные функции постоянно увеличивается, что отражает консолидацию говорящих на них этносов.

Таким образом, мы можем прийти к следующим выводам, во-первых, сущность этничности заключается в аккумуляции всех без исключения этнических признаков в индивидууме, но их ценностное распределение и, следовательно, реализация в социальной деятельности, зависит от установок самой личности.
Во вторых, основным фактором формирования, проявления и изучения этничности является язык.
Он выступает системообразующим фактором биосоциальной сущности человека этнического.
Его размывание или утрата однозначно обозначают утрату личностью собственных этнических черт.
[стр. 7]

7 • эксплицировать сущность этничности; • определить функции этничности во взаимоотношениях нации и государства; • исследовать функцию языка как системообразующего компонента этничности; • рассмотреть специфику формирования русского национального характера как составной части этничности; • прогнозировать перспективы существования этничности в условиях техногенной цивилизации.
Научная новизна исследования состоит в том, что этничность впервые рассмотрена как категория социальной философии, что позволило дать интерпретацию соответствующему феномену и предложить прогноз его дальнейшего развития.
В результате исследования получены выводы, выносимые на защиту: • Этничность есть персонифицированное интегративное единство всех признаков этноса.
Являясь сущностной характеристикой личности, она проявляется на всех уровнях жизнедеятельности последней и, соответственно, может быть предметом рассмотрения различных наук, но осмысление ее именно как интегративного единства возможно только в терминах социальной философии.
• Этничность играет важную роль в структурировании нации и в ее взаимоотношениях с государством, что позволяет рассматривать ее как фактор предотвращения или, наоборот, возбуждения национальных конфликтов.
• Хотя сущность этничности заключается в аккумуляции всех без исключения этнических признаков в индивидууме, но их ценностное распределение и, следовательно, реализация в социальной деятельности, зависит от установок самой личности.


[стр.,67]

67 С другой стороны, если указанные предпосылки достаточно сильны, а единый язык отсутствует, то он, как правило, достаточно быстро создается.
Становление языка, единого для данного населения, позволяющего ему общение в своей среде, является следствием потребности в таком общении.
Порожденная социально-экономическими факторами потребность рано или поздно находит себе удовлетворение, но оно приходит не автоматически, а через преодоление множества трудностей и препятствий.
Сам факт существования языка воздействует на осознание населением особенностей своего этнического бытия, на развитие коммуникаций среди этого населения.
Специфика современной языково-этнической ситуации в том, что если в прошлом, как правило, этноязыковые процессы протекали вполне стихийно и попытки как-то управлять ими обычно не выходили за рамки относительно скромных попыток научить ту или иную группу населения в целях удобства администрирования новому языку, то для современной эпохи характерно стремление отдельных правительств или общественноидеологических течений и организаций направленно воздействовать на процессы не только языкового, но и этнического развития.
Успех или неуспех такого воздействия зависит, разумеется прежде всего от того, насколько оно соответствует объективно сложившимся предпосылкам и тенденциям социально-экономического характера.
Но и языковые аспекты, такие, как правильный выбор алфавитной, орфографической, терминотворческой и иной языковой политики, также нередко играют заметную роль.
На международную арену в наши дни выходят все новые и новые этносы, в прошлом никому, кроме своих ближайших соседей, неизвестные.
Новые языки создаются редко, и можно с уверенностью сказать, что хотя с научной точки зрения это несомненная потеря, общее число идиом, на которых говорит население Земли (как и общее число этно


[стр.,68]

68 сов), постепенно сокращается, главным образом за счет выхода из обихода ряда языков мелких, быстро ассимилирующихся племен и народностей.
Чем меньше, уже функциональный спектр языка, тем больше для него опасность исчезновения.
С другой стороны, все большее число языков проявляет тенденцию к расширению функционального спектра, и можно считать, что число высокофункциональных языков, т.е.
языков, выполняющих не только бытовые, но и сложные административно-культурные функции постоянно увеличивается, что отражает консолидацию говорящих на них этносов.

Краткие выводы к главе 2.
1.
Сущность этничности заключается в аккумуляции всех без исключения этнических признаков в индивидууме, но их ценностное распределение и, следовательно, реализация в социальной деятельности, зависит от установок самой личности.

2.
Основным фактором формирования, проявления и изучения этничности является язык.
Он выступает системообразующим фактором биосоциальной сущности человека этнического.
Его размывание или утрата однозначно обозначают утрату личностью собственных этнических черт.

ПРИМЕЧАНИЯ: 1.
Этнознаковые функции культуры.
Сб.
ст.
М., 1991.
С.
12.

[Back]