87 ГЛАВА 3. ОНТОЛОГИЯ этничности 3.1. ЭТНИЧНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ характер Национальный характер самый «неуловимый» феномен этничности, хотя эти понятием пользуются и политики, и ученые, и писатели, зачастую имея ввиду различные проявления этнического сознания и поведения. Характер народа обнаруживается не в одних обычаях, но и в ситуативном самовыражении. Вот как Н. Гоголь описывает танцы различных народов: «Испанец пляшет нс так как швейцарец, шотландец не так как француз, как азиатец... У одного танец говорящий, у другого бесчувственный, у одного бешенный, разгульный, у другого спокойный, у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный». Социальная, профессиональная принадлежность также влияет на формирование характера. Особенно верно это, как отмечает В. Козлов (1), относительно больших народов: русский крестьянин, купец, чиновник имели различный психический склад, а терские казаки были по своему складу ближе к народам Северного Кавказа, чем к поморам. Отличия эти сохраняются и по сей день: сибиряк не похож по своему поведению на волгаря, а питерский учитель на тамбовского фермера. Тем не менее существуют некоторые доминанты национального характера, кото |
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЭТНИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 3.1. Этничность: специфика формирования русского национальною характера. Национальный характер самый “неуловимый” феномен этничности, хотя эти понятием пользуются и политики, и ученые, и писатели, зачастую имея ввиду различные проявления этнического сознания и поведения. Характер народа обнаруживается не в одних обычаях, но и в ситуативном самовыражении. Вот как Н.В.Гоголь описывает танцы различных народов: “Испанец пляшет не так как швейцарец, шотландец не так как француз, как азиатец... У одного танец говорящий, у другого бесчувственный, у одного бешенный, разгульный, у другого спокойный, у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный”. Социальная, профессиональная принадлежность также влияет на формирование характера. Особенно верно это, как отмечает В.Козлов [1], относительно больших народов: русский крестьянин, купец, чиновник имели различный психический склад, а терские казаки были по своему складу ближе к народам Северного Кавказа, чем к поморам. Отличия эти сохраняются и по сей день: сибиряк не похож по своему поведению на волгаря, а питерский учитель на тамбовского фермера. Тем не менее существуют некоторые доминанты национального характера, которые относительно стабильны и модальны для большинства представителей одной этнической общности. Это понимание совпадает с употребляемым западными исследователями понятием базовой личности, под которой понимаются “те склонности, представления, способы связи с другими и т.п., которые делают |