Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 88]

88 рые относительно стабильны и модальны для большинства представителей одной этнической общности.
Это понимание совпадает с употребляемым западными исследователями понятием базовой личности, под которой понимаются
«те склонности, представления, способы связи с другими и т.п., которые делают индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и идеологии и которые позволяют ему достигать адекватной удовлетворенности и устойчивости в рамках существующего порядка».
(2) Иными словами, изучая национальный характер, мы пытаемся вычленить специфику базовой или модальной личности (Р.
Линтон, А.
Инкельс, Д.
Левинсон).
Конечно, с течением времени и народы, и национальные характеры меняются, как с возрастом люди, при этом сохраняя неизменной свою национальную основу.
Формой проявления национального характера служат этнические стереотипы, выступающие в качестве эмпирического индикатора характерологического своеобразия этнической общности.
Этнические стереотипы выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных социальных ситуациях, составляя непременный атрибут этнокультурной социализации, влияя на этнические
симпатииантипатии, на национальные установки определяющие межэтническое взаимодействие людей.
Этностереотипы формируются на основе избирательности, еще одной особенности национального самосознания.
Когда оно обращено на отличительные черты “чужих” народов, самовыделение этих черт неизбежно осуществляется путем сопоставления со свойствами собственной этнической общности.
Вместе с тем представление о типичных чертах собственного народа в определенной мере зависит от свойств тех народов, с которым он чаще всего
[стр. 70]

ГЛАВА 3.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЭТНИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
3.1.
Этничность: специфика формирования русского национальною характера.
Национальный характер самый “неуловимый” феномен этничности, хотя эти понятием пользуются и политики, и ученые, и писатели, зачастую имея ввиду различные проявления этнического сознания и поведения.
Характер народа обнаруживается не в одних обычаях, но и в ситуативном самовыражении.
Вот как Н.В.Гоголь описывает танцы различных народов: “Испанец пляшет не так как швейцарец, шотландец не так как француз, как азиатец...
У одного танец говорящий, у другого бесчувственный, у одного бешенный, разгульный, у другого спокойный, у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный”.
Социальная, профессиональная принадлежность также влияет на формирование характера.
Особенно верно это, как отмечает В.Козлов [1], относительно больших народов: русский крестьянин, купец, чиновник имели различный психический склад, а терские казаки были по своему складу ближе к народам Северного Кавказа, чем к поморам.
Отличия эти сохраняются и по сей день: сибиряк не похож по своему поведению на волгаря, а питерский учитель на тамбовского фермера.
Тем не менее существуют некоторые доминанты национального характера, которые относительно стабильны и модальны для большинства представителей одной этнической общности.
Это понимание совпадает с употребляемым западными исследователями понятием базовой личности, под которой понимаются
“те склонности, представления, способы связи с другими и т.п., которые делают

[стр.,71]

71 индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и идеологии и которые позволяют ему достигать адекватной удовлетворенности и устойчивости в рамках существующего порядка” [2].
Иными словами, изучая национальный характер, мы пытаемся вычленить специфику базовой или модальной личности (Р.Линтон, А.Инкельс, Д.Левинсон).
Конечно, с течением времени и народы, и национальные характеры меняются, как с возрастом люди, при этом сохраняя неизменной свою национальную основу.
Формой проявления национального характера служат этнические стереотипы, выступающие в качестве эмпирического индикатора характерологического своеобразия этнической общности.
Этнические стереотипы выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных социальных ситуациях, составляя непременный атрибут этнокультурной социализации, влияя на этнические
“симпатии-антипатии”, на национальные установки определяющие межэтническое взаимодействие людей.
Этностереотипы формируются на основе избирательности, еще одной особенности национального самосознания.
Когда оно обращено на отличительные черты “чужих” народов, самовыделение этих черт неизбежно осуществляется путем сопоставления со свойствами собственной этнической общности.
Вместе с тем представление о типичных чертах собственного народа в определенной мере зависит от свойств тех народов, с которым он чаще всего
контактирует.
Иными словами, стереотип формируется при сравнении “нас” с “не-нами”, хотя далеко не всегда это сравнение осознается этнофором.
Наравне с другими факторами этностереотипы обуславливают характер межэтнической коммуникации, способствуя формированию об

[Back]