Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 89]

89 контактирует.
Иными словами, стереотип формируется при сравнении
«нас» с «не-нами», хотя далеко не всегда это сравнение осознается этнофором.
Наравне с другими факторами этностереотипы обуславливают характер межэтнической коммуникации, способствуя формированию образов
«хороших» и «плохих» народов (союзников партнеров соперников врагов) и, таким образом, косвенно обеспечивают позитивный или негативный характер этнической комплиментарности.
В отечественной социальной психологии этнический стереотип трактуется как социально обусловленный схематический стандартный образ этнофора о своей этнической общности (автостереотип) или о других этнических общностях
(гетсростереотип).(З) Стереотипы возникают в силу действия двух тенденций человеческого сознания: конкретизации стремления к ассоциациям абстрактных понятий с какими-то конкретными образами и упрощения, суть которого сводится к выделению нескольких признаков в качестве ведущих для обозначения сложных явлений.
Они формируются как в процессе непосредственного межэтнического общения, так и посредством неорганизованных форм передачи информации (слухи, анекдоты, поговорки), предубеждений, уходящих в исторические традиции (в частности, стереотип антисемитизма).
Стереотипы, сформированные в ходе этнокультурной социализации, необычайно устойчивы и сохраняются даже при переселении этнофора в иноэтническую среду (об этом, между прочим, говорят данные социологических исследований, проводимых в США в связи с изучением адаптации русских к новой для них среде).
Зарубежные этнопсихологи определяют этностереотип как относительно устойчивое мнение обобщающего характера, содержащее элементы оценок, относящихся к тому или иному народу, и выполняющее функцию эко
[стр. 71]

71 индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и идеологии и которые позволяют ему достигать адекватной удовлетворенности и устойчивости в рамках существующего порядка” [2].
Иными словами, изучая национальный характер, мы пытаемся вычленить специфику базовой или модальной личности (Р.Линтон, А.Инкельс, Д.Левинсон).
Конечно, с течением времени и народы, и национальные характеры меняются, как с возрастом люди, при этом сохраняя неизменной свою национальную основу.
Формой проявления национального характера служат этнические стереотипы, выступающие в качестве эмпирического индикатора характерологического своеобразия этнической общности.
Этнические стереотипы выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных социальных ситуациях, составляя непременный атрибут этнокультурной социализации, влияя на этнические “симпатии-антипатии”, на национальные установки определяющие межэтническое взаимодействие людей.
Этностереотипы формируются на основе избирательности, еще одной особенности национального самосознания.
Когда оно обращено на отличительные черты “чужих” народов, самовыделение этих черт неизбежно осуществляется путем сопоставления со свойствами собственной этнической общности.
Вместе с тем представление о типичных чертах собственного народа в определенной мере зависит от свойств тех народов, с которым он чаще всего контактирует.
Иными словами, стереотип формируется при сравнении
“нас” с “не-нами”, хотя далеко не всегда это сравнение осознается этнофором.
Наравне с другими факторами этностереотипы обуславливают характер межэтнической коммуникации, способствуя формированию об


[стр.,72]

72 разов “хороших” и “плохих” народов (союзников партнеров соперников врагов) и, таким образом, косвенно обеспечивают позитивный или негативный характер этнической комплиментарности.
В отечественной социальной психологии этнический стереотип трактуется как социально обусловленный схематический стандартный образ этнофора о своей этнической общности (автостереотип) или о других этнических общностях
(гетеростереотип) [3].
Стереотипы возникают в силу действия двух тенденций человеческого сознания: конкретизации стремления к ассоциациям абстрактных понятий с какими-то конкретными образами и упрощения, суть которого сводится к выделению нескольких признаков в качестве ведущих для обозначения сложных явлений.
Они формируются как в процессе непосредственного межэтнического общения, так и посредством неорганизованных форм передачи информации (слухи, анекдоты, поговорки), предубеждений, уходящих в исторические традиции (в частности, стереотип антисемитизма).
Стереотипы, сформированные в ходе этнокультурной социализации, необычайно устойчивы и сохраняются даже при переселении этнофора в иноэтническую среду (об этом, между прочим, говорят данные социологических исследований, проводимых в США в связи с изучением адаптации русских к новой для них среде).
Зарубежные этнопсихологи определяют этностереотип как относительно устойчивое мнение обобщающего характера, содержащее элементы оценок, относящихся к тому или иному народу, и выполняющее функцию экономии
мышления, свойственному большинству людей с невысоким уровнем образования.
В связи с этим неизбежно возникает ряд проблем, а именно: достоверности (противоречивость стереотипа об одной и той же общности в зависимости от чувства симпатии или антипатии, которое испытывает носитель стереотипа к тому или иному народу); проекции (этностереотип

[Back]