Проверяемый текст
Сухинов, Михаил Сергеевич; Управленческая оценка как объект социологического исследования (Диссертация 2003)
[стр. 92]

отрицательной санкции, какими являются страх, стыд и вина, соответствует определенное положительное начало18.
Чувство страха имеет инстинктивно биологические основы, оно присуще всем животным и выражает отношение к каким-то внешним силам, безопасности, защищенности.
В системе культуры страх регулирует отношения с чужими, посторонними, потенциально враждебными “они”.
“Страх есть ожидание зла” писал древнегреческий философ Зенон.

Л английский философ моралист Бернард Мандевиль уточнил: “Волнение, вызываемое страхом, пропорционально не опасности, а нашему предчувствию беды, которой мы опасаемся, будь она реальна или воображаема”.
Стыд
более сложное, специфически культурное образование, гарантирующее соблюдение групповых норм, обязанностей по отношению к “своим”.
Его положительный коррелят честь, слава, признание и одобрение со стороны “своих”.
Чувство стыда психологически сложнее чувства страха, предполагает более высокий уровень осознанности.
Русский философ В.

Соловьев высказывался даже так: “Человек мог бы быть определен как животное, стыдящееся...
Я стыжусь, следовательно, существую, не физически только существую, но и нравственно...”.
Стыд механизм общинно-групповой.
Хотя это и “внутреннее” переживание, оно предполагает постоянную оглядку на окружающих, что скажут или сказали бы они? В переживании стыда еще нет четкого ограничения поступка и мотива: стыдиться можно даже случайных, не зависящих от человека обстоятельств, которые ставят его в невыгодное положение в глазах окружающих.
Более высокий уровень интериоризации социальных норм означает появление индивидуально-личностного контрольного механизма совести.
Негативный полюс ее чувство и сознание вины.
В отличие от стыда, побуждающего человека смотреть на себя глазами каких-то “значимых других”, чувство вины является внутренним и субъективным, означая суд над самим собой.
“Велико могущество совести, оно дает себя одинаково чувствовать, отнимая у невиновного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженное им наказание” (Цицерон).

См.: Кон И.С.
В поисках себя.
Личность и ее самопознание.
М.: Политиздат, 1974.
С.
71-73.

92
[стр. 86]

Как видно из таблицы, наиболее распространенной эмоциональной реакцией является чувство вины и связанное с ним чувство неудобства (дискомфорта).
Далее идут чувства недоумения и тревоги.
Сравнительно меньше распространены такие эмоциональные реакции, как стыд, безразличие и гнев.
В процессе управленческой оценки важно знать и учитывать, что побуждает человека следовать установленным нормам, избегать их нарушения.
Эти побуждения представляют собой форму интериоризации социального контроля.
Они различаются не только применительно к отдельным людям, но и к целым группам и даже культурам.
Ю.
Лотман выделил два вида социального контроля страх и стыд, Р.
Бенедикт стыд и вину.
По мнению И.
Кона, эти оппозиции могут быть поняты как элементы единой, более обшей системы, в которой каждой отрицательной санкции, какими являются страх, стыд 68 и вина, соответствует определенное положительное начало .
Чувство страха имеет инстинктивно биологические основы, оно присуще всем животным и выражает отношение к каким-то внешним силам, безопасности, защищенности.
В системе культуры страх регулирует отношения с чужими, посторонними, потенциально враждебными “они”.
“Страх есть ожидание зла”69 писал древнегреческий философ Зенон.

А английский философ моралист Бернард Мандевиль уточнил: “Волнение, вызываемое страхом, пропорционально не опасности, а нашему предчувствию беды, которой мы опасаемся, будь она реальна или воображаема”70.
Стыд
болсс сложное, специфически культурное образование, гарантирующее соблюдение групповых норм, обязанностей по отношению к “своим”.
Его положительный коррелят честь, слава, признание и одобрение со стороны “своих”.
Чувство стыда психологически сложнее чувства страха, предполагает более высокий уровень осознанности.
Русский философ В.

Со68 См.: Кон Н.С.
В поисках себя.
Личность и ее самопознание.
М.: Политиздат, 1974С.
71-73
69 См.: Диоген Лаэртский.
О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
М.: Мысль, 1979.
С.
303.
76 Мандевиль Б.
Басня о пчелах.
М., 1974.
~ С.
82.
86

[стр.,87]

ловьев высказывался даже так: “Человек мог бы быть определен как животное, стыдящееся...
Я стыжусь, следовательно, существую, не физически только существую, но и нравственно..”71.
Стыд механизм общинногрупповой.
Хотя это и “внутреннее” переживание, оно предполагает постоянную оглядку на окружающих, что скажут или сказали бы они? В переживании стыда еще нет четкого ограничения поступка и мотива: стыдиться можно даже случайных, не зависящих от человека обстоятельств, которые ставят его в невыгодное положение в глазах окружающих.
Более высокий уровень интериоризации социальных норм означает появление индивидуально-личностного контрольного механизма совести.
Негативный полюс ее чувство и сознание вины.
В отличие от стыда, побуждающего человека смотреть на себя глазами каких-то “значимых других”, чувство вины является внутренним и субъективным, означая суд над самим собой.
“Велико могущество совести, оно дает себя одинаково чувствовать, отнимая у невиновного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженное им наказание” (Цицерон)72.

Виновным признает себя лишь тот, кто осознает себя субъектом деятельности и только в пределах своей реальной ответственности.
Зато это чувство распространяется не только на поступки, но и на тайные помыслы.
Кроме того оно более универсально по содержанию: сфера моральной ответственности гораздо шире прямых обязанностей по отношению к членам своей общины, здесь гораздо больше индивидуальных различий и вариаций.
Положительный коррелят вины чувство собственного достоинства отличается от славы опять-таки индивидуальностью и внутренним характером: славу возлагают и могут отнять у человека другие, достоинство свое же человек создает сам, не нуждаясь во внешнем подтверждении.
“Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, все это не принадлежит человеку, писал Толстой.
А жалко, когда человек теряет свою истинную собственность 71 Соловьев В.
С.
Сочинения в 2 т.
Т.
1.
М.: М ысль, 1988.
С.
225.
72 Цицерон.
Избранные сочинения.
М., 1975.
С.
260.
87

[Back]