Проверяемый текст
Сухинов, Михаил Сергеевич; Управленческая оценка как объект социологического исследования (Диссертация 2003)
[стр. 93]

Виновным признает себя лишь тот, кто осознает себя субъектом деятельности и только в пределах своей реальной ответственности.
Зато это чувство распространяется не только на поступки, но и на тайные помыслы.
Кроме того
отто более универсально по содержанию: сфера моральной, ответственности гораздо шире прямых обязанностей по отношению к членам своей обпгины, здесь гораздо больше индивидуальных различий и вариаций.
Положительный коррелят вины чувство собственного достоинства отличается от славы опять-таки индивидуальностью и внутренним характером: славу возлагают и могут отнять у человека другие, достоинство свое же человек создает сам, не нуждаясь во внешнем подтверждении.
“Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, все это не принадлежит человеку, писал Толстой.
А жалко, когда человек теряет свою истинную собственность
свое человеческое достоинство’’.
Механизмы социального контроля не столько сменяют, сколько дополняют друг друга, причем сферы их действия могут расширяться или сужаться.
Запрещая дворянину испытывать страх,
сословгтьтй кодекс чести загоняет его в подсознание: напротив, гипертрофия страха, например, в атмосфере грубого деспотизма может почти полностью уничтожить стыд.
То же самое можно сказать о соотношении стыда и вины.
Высшая форма регулирования
не отменяет низшую, а диалектически включает в себя в качестве составного элемента.
Вину можно определить как стыд перед самим собой, а стыд как страх перед “своими”, осуждение которых хуже смерти от рук “чужих”.
“Стыд страх перед ожидаемым бесчестьем”
(Платон).
Достоинство это честь, которую человек сам себе
воздаст на основе некоего универсального критерия, а почет и уважение со стороны значимых людей ценны именно тем, что дают ощущение надежности и уверенности в своем бытии.
Совершив небольшой теоретический экскурс в психологические механизмы социального контроля, вернемся к результатам нашего прикладного исследования.
Нами была предпринята попытка измерения интенсивности и частоты
эмоционатьных реакций на оценочные санкции.
Была использована шкала: часто иногда редко никогда.

В последующем качественная шкала была преобразована в
93
[стр. 87]

ловьев высказывался даже так: “Человек мог бы быть определен как животное, стыдящееся...
Я стыжусь, следовательно, существую, не физически только существую, но и нравственно..”71.
Стыд механизм общинногрупповой.
Хотя это и “внутреннее” переживание, оно предполагает постоянную оглядку на окружающих, что скажут или сказали бы они? В переживании стыда еще нет четкого ограничения поступка и мотива: стыдиться можно даже случайных, не зависящих от человека обстоятельств, которые ставят его в невыгодное положение в глазах окружающих.
Более высокий уровень интериоризации социальных норм означает появление индивидуально-личностного контрольного механизма совести.
Негативный полюс ее чувство и сознание вины.
В отличие от стыда, побуждающего человека смотреть на себя глазами каких-то “значимых других”, чувство вины является внутренним и субъективным, означая суд над самим собой.
“Велико могущество совести, оно дает себя одинаково чувствовать, отнимая у невиновного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженное им наказание” (Цицерон)72.
Виновным признает себя лишь тот, кто осознает себя субъектом деятельности и только в пределах своей реальной ответственности.
Зато это чувство распространяется не только на поступки, но и на тайные помыслы.
Кроме того
оно более универсально по содержанию: сфера моральной ответственности гораздо шире прямых обязанностей по отношению к членам своей общины, здесь гораздо больше индивидуальных различий и вариаций.
Положительный коррелят вины чувство собственного достоинства отличается от славы опять-таки индивидуальностью и внутренним характером: славу возлагают и могут отнять у человека другие, достоинство свое же человек создает сам, не нуждаясь во внешнем подтверждении.
“Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, все это не принадлежит человеку, писал Толстой.
А жалко, когда человек теряет свою истинную собственность
71 Соловьев В.
С.
Сочинения в 2 т.
Т.
1.
М.: М ысль, 1988.
С.
225.
72 Цицерон.
Избранные сочинения.
М., 1975.
С.
260.
87

[стр.,88]

свое человеческое достоинство”73.
Механизмы социального контроля не столько сменяют, сколько дополняют друг друга, причем сферы их действия могут расширяться или сужаться.
Запрещая дворянину испытывать страх,
сословный кодекс чести загоняет его в подсознание: напротив, гипертрофия страха, например, в атмосфере грубого деспотизма может почти полностью уничтожить стыд.
То же самое можно сказать о соотношении стыда и вины.
Высшая форма регулирования
Fie отменяет низшую, а диалектически включает в себя в качестве составного элемента.
Вину можно определить как стыд перед самим собой, а стыд как страх перед “своими”, осуждение которых хуже смерти от рук “чужих”.
“Стыд страх перед ожидаемым бесчестьем”;4.

Достоинство это честь, которую человек сам себе
воздает на основе некоего универсального критерия, а почет и уважение со стороны значимых людей ценны именно тем, что дают ощущение надежности и уверенности в своем бытии.
Совершив небольшой теоретический экскурс в психологические механизмы социального контроля, вернемся к результатам нашего прикладного исследования.
Нами была предпринята попытка измерения интенсивности и частоты
эмоциональных реакций на управленческие оценки.
Была использована шкала: часто иногда редко никогда.

Результаты измерения представлены в таблице 2 (п) (См.
Приложение 3).
В последующем качественная шкала была преобразована в
количественную со следующими допущениями: часто 1, иногда 0,5, редко 0,2, никогда 0,0.
Были определены сравнительные коэффициенты интенсивности (частота) эмоциональных реакций на управленческую оценку (см.
таблицу 2.20).
73 Толстой Л .
Н.
Собр.
соч.
в 22 т.
Т.
2 1.
М., 1985.
С.
154.
74 Платок.
Диалоги.
• М.: Искусство, 1986.
С.
429.
88

[Back]