Проверяемый текст
Мамошина Раиса Никитовна. Правовые и организационные аспекты положения следователя органов внутренних дел по новому уголовно-процессуальному законодательству (Диссертация, 3 июня 2003)
[стр. 101]

101 Перечень органов дознания, обладающих правом производства дознания (с составлением обвинительного акта), исчерпывающий.
Как видим, в этом перечне нет других органов дознания, указанных в ст.
40 УПК,
так как они наделены правом возбуждения уголовных дел, производства неотложных следственных действий (в порядке ст.
157 УПК),
осуществления некоторых иных процессуальных полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.
На большую процессуальную самостоятельность дознавателя указывает то, что законодатель провел более четкую грань между ним и другими сотрудниками органа дознания.
Так, в соответствии с ч.2 ст.
41 УПК нс допускается возложение полномочий но проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
Однако это не запрещает ему с согласи прокурора возбудить уголовное дело и провести в соответствии с требованиями ст.157 УПК неотложные следственные действия при реализации, например, собранных в ходе оперативно-розыскной деятельности материалов.
Но производство дознания затем должно быть поручено дознавателю.
В отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР, который требовал утверждения начальником органа дознания большинства процессуальных решений дознавателя, УПК РФ существенно сократил число таких «утверждений» и «согласований».
Теперь только в двух случаях начальник органа дознания своим «вмешательством» придает юридическую силу принятым дознавателем решениям: он утверждает составленный дознавателем обвинительный акт (ч.4 ст.225 УПК РФ) и продляет срок проверки заявления или сообщения о преступлении по ходатайству дознавателя до 10 суток (ч.З ст.144 УПК).
Все остальные решения, как уже отмечалось, дознаватель принимает самостоятельно, кроме случаев, требующих санкции прокурора или судебного решения.
Тем не менее, говорить о полной процессуальной самостоятельности дознавателя или приравнивать его к следователю было бы неправильно,
[стр. 149]

процессуалистами обобщены выработанные практикой основные формы взаимодействия следователя с оперативными работниками.
К ним отнесены: согласованное планирование; совместное производство следственных действий; поручение следователем оперативному работнику производства следственных действий или принятия мер оперативно-розыскного характера; взаимная информация друг друга следователем и оперативным 206 работником .
Перечисленные формы взаимодействия вытекают из сущности процессуальных отношений следователя и работника дознания, регламентированных уголовно-процессуальным законом, а также из их административно-правовых отношений на основе ведомственных актов МВД РФ.
В заключение отметим, что перечень органов дознания, обладающих правом производства дознания (с составлением обвинительного акта), является исчерпывающим.
Как видим, в этом перечне нет других органов дознания, указанных в статье 40 УПК
РФ, которые наделены правом возбуждения уголовных дел, производства неотложных следственных действий (в порядке ст.
157 УПК
РФ), осуществления некоторых иных процессуальных полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.
По нашему мнению, целесообразно отнести к органам дознания (ч.1 ст.40 УПК РФ) следующих должностных лиц, наделенных правом возбуждения уголовного дела в порядке статьи 146 УПК РФ и выполнение неотложных следственных действий: 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части 1 статьи 40 УПК, по 21)6 Викторов Б.Л.
Общие условия предварительного расследования.
М.: Высшая школа МВД СССР, 1971.
С.27-28; Жогин Н.В., Фаткуллин Ф.Н.
Предварительное следствие.М.: Юридическая литература, 1975.

[Back]