Проверяемый текст
Мамошина Раиса Никитовна. Правовые и организационные аспекты положения следователя органов внутренних дел по новому уголовно-процессуальному законодательству (Диссертация, 3 июня 2003)
[стр. 114]

Глава 3.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ С УЧАСТНИКАМИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 1 1 4 3.1.
Процессуальные отношения органов расследования с участниками процесса, нс обладающими властными полномочиями в уголовном сулоироизволстве Стадия предварительного расследования, как и другие стадии уголовного процесса, характеризуется своеобразием возникающих в ней процессуальных отношений.
Правоотношения могут быть между государственными органами и должностными лицами (суд прокурор), между должностными лицами (следователь прокурор), между
государственными органами, должностными лицами и гражданами (следователь обвиняемый).
В настоящей работе не ставится целью
анализ правоотношений органов расследования со всеми участниками предварительного расследования.
Этот вопрос нашел свое отражение в целом ряде монографических исследований, посвященных процессуальному положению отдельных участников процесса (обвиняемого, подозреваемого, защитника, представителей гражданского истца и гражданского ответчика и др.).

Мы же рассмотрим только наиболее общие теоретические положения о сущности правоотношений, возникающих между следователем, дознавателем и другими участниками расследования.
Обязательной формой реализации органами расследования своих задач и полномочий являются правовые отношения, в которые они вступают с участниками предварительного следствия обвиняемым, подозреваемым, свидетелем, понятым и др.
Поэтому свои права и обязанности следователь
и дознаватель осуществляют нс в одностороннем порядке, а в процессе возникновения, изменения и прекращения правоотношений с другими участниками, которые так же являются субъектами определенных нрав и обязанностей.
Деятельность органов расследования, как уже отмечалось, носит государственный характер, регламентирована законом и направлена на осуществление функции уголовного преследования.
Публичный характер полномочий
органов расследования выражается в их властно-решающей роли.
[стр. 73]

73 указывает А.М.
Ларин, «кем-то сказано, что самые удачные из экспромтов — 1 экспромты заранее подготовленные» .
§ 4.
Процессуальные отношения следователя с участниками процесса, не являющимися государственными органами Обязательной формой реализации следователем своих задач и полномочий являются правовые отношения, в которые он вступает с участниками предварительного следствия (обвиняемым, подозреваемым, свидетелем, понятым и др.).
Поэтому свои права и обязанности следователь
осуществляет не в одностороннем порядке, а в процессе возникновения, изменения и прекращения правоотношений с другими участниками, которые также являются субъектами определенных прав и обязанностей.
Деятельность следователя в уголовном процессе носит «г государственный характер, регламентированный законом, направленного на осуществление функций уголовного преследования.
Публичный характер полномочий
следователя выражается в их властно-решающей роли, в их направленности на охрану интересов государства и его граждан.
Характер этих полномочий обязывает следователя осуществлять борьбу с преступностью в формах, предусмотренных законом, исходя из норм права.
Следователь вправе (а в некоторых случаях, согласно закону, обязан) принудить к определенным действиям участников процесса, если они своими поступками препятствуют нормальному осуществлению расследования.
Однако это вовсе не означает, что следователь наделен односторонними властными полномочиями, которые он осуществляет в отношении других участников предварительного расследования.
‘“Ларин А.М..
Расследование по уголовному делу.
Планирование, организация.
М.: Юрид.
лит., 1970.
С.221.


[стр.,78]

78 Следователь может вызвать любое лицо для допроса или дачи заключения (ст.188 УПК РФ), произвести осмотр (ст.ст.176,177 УПК РФ), обыск (ст.182 УПК РФ) и другие следственные действия, потребовать от учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан предъявления предметов и документов, могущих установить обстоятельства совершенного преступления, дать задание провести ревизию (ст.183 УПК РФ) и т.д.
По составу субъектов уголовно-процессуальные отношения следователя могут быть как двусторонними, так и многосторонними.
Двусторонние правоотношения могут складываться между субъектами, не обладающими по отношению друг к другу властными полномочиями, а многосторонние возникают лишь в рамках процессуальных отношений, обязательным участником которых является следователь.
Например, между лицами, допрашиваемыми на очной ставке, возникают процессуальные отношения лишь постольку, поскольку решение о проведении следственного действия принял следователь.
Каковы бы ни были взаимные права и обязанности участников предварительного следствия, каждый из них связан, так или иначе, со следователем, без организующей роли которого невозможно осуществление ими взаимных прав и обязанностей (ст.ст.38, 42, 44, 46, 47,48, 49, 192,193).
Таким образом, многосторонние правоотношения, как нам представляется, возникают тогда, когда следователь вступает в процессуальные отношения с несколькими участниками предварительного следствия, а они, в свою очередь, между собой.
Стадия предварительного расследования, как и другие стадии уголовного процесса, характеризуется своеобразием возникающих в ней процессуальных отношений.
«Правоотношения могут быть между государственными органами и должностными лицами (суд прокурор), между должностными лицами (следователь прокурор), между


[стр.,79]

79 государственными органами, должностными лицами и гражданами 1 АО (следователь обвиняемый)» .
В настоящей работе не ставится целью
изучение правоотношений следователя со всеми участниками предварительного расследования.
Этот вопрос нашел свое отражение в целом ряде монографических исследований, посвященных процессуальному положению отдельных участников процесса (обвиняемого, подозреваемого, защитника, представителей гражданского истца и гражданского ответчика, и др.).

Здесь же рассматриваются только наиболее общие теоретические положения о сущности правоотношений, возникающих у следователя с другими участниками расследования.
Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о моменте возникновения и прекращения уголовно-процессуальных отношений следователя с участниками предварительного расследования.
В ряде монографий высказывается суждение, будто уголовный процесс и уголовно-процессуальные отношения возникают в результате властного 110 решения компетентного органа государства .
Более правильной, думается, является точка зрения П.С.Элькинд и Л.Д.Кокорева, которые считают, что уголовно-процессуальные отношения возникают уже тогда, когда в органы расследования поступают сведения о преступлении.
Поэтому не властное решение государственного органа, а заявление гражданина или иной повод к возбуждению уголовного дела порождают процессуальные отношения111.
Так, по нашему мнению, действия определенных лиц, выраженные в подаче заявлений или сообщений о совершенных преступлениях (ст.ст.
140, 141 УПК РФ), порождают правоотношения между этими лицами и следователем, к которому данное заявление поступает.
У него возникает обязанность проверить поступившее заявление или сообщение и при наличии 109 Уголовно-процессуальное право РФ : Учебник / Пол рел.
П.А.
Лупинской.
М., 2001.
С.58.
110 Челык>в М.А.
Советский уголовный процесс.
М., 1962.
С.231-233; Галкин Б.А.
Советский уголовнопроцессуалтьный закон.
М., 1962.
С.74; Полянский Н.Н.
Вопросы теории советского уголовного процесса.
-М., 1956.С.40-41.
ш Элькинд П.С.
Сущность советского уголовно-процессуального права.
Л.,1963.
С.20-21; Кокорев Л.Д.
Участники правосудия по уголовным делам.
Воронеж, 1971.
С.30-31;

[Back]