Проверяемый текст
Мамошина Раиса Никитовна. Правовые и организационные аспекты положения следователя органов внутренних дел по новому уголовно-процессуальному законодательству (Диссертация, 3 июня 2003)
[стр. 16]

16 Таким образом, полномочия судебного следователя России были не только декларированы, но и обеспечены высокой степенью гарантиями их реализации.
Таким высоким статусом и престижностью этой профессии следователь
уже не будет обладать ни в советское, ни тем более в наше время.
Следователь был наделен функцией обвинения.
Он должен был собирать и представлять доказательства, уличающие обвиняемого, имел право начинать предварительное следствие при наличии законного повода и основания.
Однако неестественное положение судебного следователя, в лице которого были сосредоточены функции обвинения, защиты и элементы функций разрешения дела (проверка, оценка доказательств, право избирать меру пресечения, участвовать в разрешении уголовных дел по существу и осуществлять контроль за формальными условиями задержания), привело к тому, что работа его была малоэффективной и страдала множеством недостатков.
Статистические данные подтверждают приведенную характеристику.
Так, в 1889 г.
из 122600 уголовных дел до 6 месяцев расследовались 5300 дел, а более одного года — 2500 дел.
В суд были направлены 101933 уголовных дела, из них 66000 дел, то есть 60%, были прекращены1.
Объективная необходимость сделать положение следователя в процессе более определенным привела к тому, что почти сразу же после принятия судебных уставов, под предлогом недостатка кадров для замещения должностей судебных следователей, приказом министра юстиции на эти должности назначались чиновники, исполняющие обязанности следователей.
Они были лишены судейских привилегий и полностью подчинялись прокурорским чинам.
Таким образом, функция обвинения на предварительном следствии становилась доминирующей, а функция защиты, хотя и провозглашенная, но гарантированная лишь правовым статусом судебного следователя, в этой ситуации становилась второстепенной.
Судебных полномочий, за исключением избрания меры пресечения, исполняющий обязанности следователя был лишен вовсе.
Наделение следователя взаимоисключающими функциями привело к атрофии одной из 1 Глухих 11.11.40 лет на страже закона.
Хабаровск, 2003.
С.
10.
[стр. 17]

17 как полицией, так и «присутственными местами, должностными и частными лицами...» Если при исполнении своих обязанностей следователь встречал * сопротивление, то он имел право требовать содействия как гражданского или военного ведомства, так и «локальных людей» (т.е.
местного населения).
В случае неявки свидетеля без «представления законных причин» (т.е.
без уважительных причин), следователь мог лично наложить на него денежное взыскание до 50 рублей (месячное денежное содержание земского врача) и направить ему вторичную повестку.
Если и после этого свидетель не являлся в назначенное время, то он подвергался приводу (ст.438 Устава)11.
Таким * образом, полномочия судебного следователя России были не только декларированы, но и обеспечены высокой степенью
гарантий их реализации.
Таким высоким статусом и престижностью этой профессии следователь
не обладал ни в советский период, ни тем более в наше время.
Все это свидетельствует о серьезном внимании, уделявшемся к органам следствия и персонально к следователю в той далекой России.
^ За весь период своего существования должность следователя и следственный аппарат в целом прошли большой трудный путь различных реформаций: от слома, зарождения и формирования в различных системах.
В настоящее время принято считать, что следственный аппарат в органах внутренних дел был создан в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка» от 6 апреля 1963 года.
Однако, справедливости ради необходимо отмстить, что * следственный аппарат в органах внутренних дел был создан и существовал гораздо раньше названной даты.
Еше 8 января 1938 года Прокурор Союза ССР и Народный комиссар внутренних дел СССР издали циркуляр12, которым в целях разгрузки следователей прокуратуры, разграничили обязанности между ними и 11 Кони А.Ф.
Избранное.
Из записок и воспоминаний судебного деятеля.
М., 1980.
С.
15 48.
12 См.: Сборник приказов Прокуратуры СССР.
2-ое изд.М.,1939.
С.
152-158.

[Back]