Проверяемый текст
Мамошина Раиса Никитовна. Правовые и организационные аспекты положения следователя органов внутренних дел по новому уголовно-процессуальному законодательству (Диссертация, 3 июня 2003)
[стр. 174]

174 дователей не может быть признана обоснованной.
Предусмотренные законом ограничения самостоятельности следователей институтами прокурорского надзора и процессуального контроля начальника следственного отдела являются социально обусловленными и необходимыми.
Вместе с тем,
можно было, на наш взгляд, использовать возможности некоторого ограничения полномочий прокуроров и начальников следственных отделов путем установления более совершенного механизма реагирования следователей на их указания по наиболее важным вопросам расследования.
К сожалению, новый УПК РФ пошел по новому пути.
Его нормы значительно усилили процессуальные полномочия прокурора и начальника следственного отдела по надзору и процессуальному контролю за деятельностью следователя по возбуждению и расследованию уголовного дела.
Все это, безусловно, привело к новому ограничению процессуальной самостоятельности и независимости следователя, который оказался фактически лишенным прав, которые ему предоставлял ранее действовавший УПК РСФСР 1960 г.
(например, право
на самостоятельное возбуждение уголовного дела и др.).
Особенно в неравноценном положении оказались следователи МВД, ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, за которыми, кроме прокурорского надзора, осуществляется теперь значительно усиленный процессуальный контроль.
Эти следователи оказались в неравном процессуальном положении по сравнению со следователями прокуратуры.
Такое положение может быть исправлено в законодательном порядке уже сейчас и неравенство следователей разных ведомств может быть устранено.
Кроме того, шагом по пути движения к созданию единого следственного аппарата и усилению процессуальной независимости следователей ОВД было бы выведение следователей из административного подчинения начальникам ГОРОВД и установления прямой подчиненности только начальникам следственных управлений, Таким образом, следователи нашего звена именовались бы «следователь Следственного управления УВД, МВД по такому-то району», как это было до 1970 года.
7.
Представляются недостаточными существующие правовые гарантии.
[стр. 6]

Допущенные ошибки в настоящее время постепенно начинают исправляться.
Так, с упразднением Указом Президента РФ от 11 марта 2003 года органов налоговой полиции, уголовные дела, подследственные следователям этого ведомства, отнесены к подследственности следователей органов внутренних дел, что, естественно, приведет к увеличению их удельного веса в общем объеме расследуемых в стране преступлений и повышению социальной значимости следственного аппарата МВД РФ6.
Таким образом, в настоящее время еще в трех ведомствах (прокуратуре, МВД и ФСБ) параллельно функционируют следственные аппараты.
Принятый Государственной Думой 22 ноября 2001 года новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации сохранил ведомственную принадлежность следователей, а также неравнозначное процессуальное положение следователей различных ведомств.
Так, за следователями органов внутренних дел и федеральной службы безопасности, кроме прокурорского надзора, осуществляется еще и процессуальный контроль со стороны начальников следственных отделов, что, безусловно, сказывается на их процессуальной самостоятельности.
Тем более, что новый УПК РФ предусматривает значительное расширение объема процессуальных полномочий руководителей следственных подразделений и, соответственно, некоторое сужение полномочий подчиненных им следователей.
Этой специфики в процессуальном положении нет у следователей прокуратуры, которые поднадзорны прокурору и поэтому обладают большей процессуальной самостоятельностью.
Нормы нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации значительно усилили процессуальные полномочия прокурора и начальника следственного отдела по надзору и процессуальному кон тролю за деятельностью следователя по возбуждению и расследованию уголовных 6 См.: Указ Президента Российской Федерации «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» от 11 марта 2003 года.
№ 306 // С3 РФ.
24 марта 2003 г.
№ 12.
Ст.
1099.


[стр.,180]

180 процессуального контроля начальника следственного отдела являются социально обусловленными и необходимыми.
Вместе с тем,
новый УПК РФ значительно усилил процессуальные полномочия прокурора и начальника следственного отдела по надзору и процессуальному контролю за деятельностью следователя по возбуждению и расследованию уголовного дела, ограничив, при этом, процессуальную самостоятельность и независимость следователя, который оказался лишенным даже тех прав, которые предоставлял ему ранее действовавший УПК РСФСР 1960 года (например, право самостоятельного возбуждения уголовного дела).
11.
Представляется недостаточными существующие правовые гарантии, которые дают следователю возможность реализовать свои полномочия, самостоятельно направлять ход следствия и определять его результаты.
Как известно, в случае несогласия с указанием прокурора или начальника следственного отдела о привлечении лица в качестве обвиняемого, объеме обвинения, квалификации преступления, об избрании меры пресечения и другим следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору (а на указания начальника следственного отдела осуществляющему надзор прокурору и в суд) с письменным изложением своих возражений.
И только вышестоящий прокурор, в одном случае, и надзирающий прокурор или суд в другом, или отменяют указания нижестоящего прокурора и начальника следственного отдела или поручают производство предварительного следствия по делу другому следователю.
Однако, законодатель не уточняет, в каких конкретно случаях следователь может обратиться к прокурору или в суд.
Закон также не содержит процедурных вопросов рассмотрения прокурором или судом возражений следователя, что, на наш взгляд, делает эту гарантию неэффективной.
В целях усиления процессуальной самостоятельности следователя, полагаем, было бы правильным при несогласии следователя с прокурором по основополагающим вопросам предварительного следствия сразу поручать

[Back]