Проверяемый текст
Мамошина Раиса Никитовна. Правовые и организационные аспекты положения следователя органов внутренних дел по новому уголовно-процессуальному законодательству (Диссертация, 3 июня 2003)
[стр. 32]

32 Круг дел, отнесенных к компетенции органов дознания, был резко сокращен.
Остались сравнительно простые, менее опасные преступные деяния, раскрытие которых не требовало сложной следственной деятельности.
После наделения следователей органов внутренних дел правом производства предварительного следствия
(ст.
126 УПК РСФСР), дознание стало применяться только по 17 составам преступлений, в том числе по делам о мелком хищении государственного или общественного имущества, об утайке какой-либо находки или пригульного скота, об умышленной потраве посевов, о незаконном занятии водным промыслом, незаконной охоте, незаконной порубке леса, о нарушении паспортных правил, о самоуправстве и др.
Сужение сферы применения дознания как самостоятельного вида предварительного расследования дало органам милиции
возможность сосредоточить основные усилия на охране общественного порядка, проведении оперативнорозыскной работы по обнаружению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также быстро и более квалифицированно производить неотложные следственные действия и выполнять поручения следователей по делам, по которым обязательно предварительное следствие.
Направление, принятое законодателем в разграничении подследственности дел между следователями,
давало возможность в определенной степени избежать параллелизма и дублирования в их работе, а также рационально использовать силы и средства каждого органа в борьбе с преступностью.
Необходимо остановиться на организации вновь созданного следственного аппарата органов внутренних дел.
Руководство им осуществляло следственное управление (на правах главного управления) МВД СССР, начальник которого находился в административном подчинении министра внутренних дел СССР и его заместителей.
Следователи следственного управления МВД СССР производили расследование по делам о преступлениях, отнесенных законом к подследственности органов внутренних дел, если эти дела имели особое значение и представляли сложность расследования, а равно по делам, возбужденным по оперативно-розыскным материалам отделов и управлений Министерства.
[стр. 24]

всего, цель усиления борьбы с преступностью, равномерное перераспределение подследственности между следователями разных ведомств, более эффективное использование предусмотренных законом оперативно-розыскных мер по обнаружению преступлений и лиц, их совершивших.
Указами президиумов верховных советов бывших союзных республик были внесены соответствующие изменения в уголовно-процессуальные кодексы этих республик и определен круг дел, по которым предварительное следствие должно было производится следователями органов охраны общественного порядка.
• К ведению следователей этого ведомства было отнесено более 60 составов преступлений, что создавало более благоприятные условия для усиления борьбы с преступностью.
Проведенная реорганизация имела большое значение и для органов дознания, так как освободила их от несвойственной функции проведения расследования по большому количеству уголовных дел, конкретизировала задачи и создала условия для их выполнения.
Во избежание параллелизма в работе новое законодательство отказалось от положения, записанного в УПК многих тогдашних союзных республик, предусматривавшего право прокурора поручать органам дознания расследование уголовных дел, подследственных следователям прокуратуры.
Тем самым законодатель исходил из различия процессуальных форм, в которых проводятся предварительное следствие и дознание.
Круг дел, отнесенных к компетенции органов дознания, был резко сокращен.
Остались сравнительно простые, менее опасные преступные деяния, раскрытие которых не требовало сложной следственной деятельности.
После наделения следователей органов внутренних дел правом производства предварительного следствия,
дознание (ст.
126 УПК РСФСР) стало применяться только по 17 составам преступлений, в том числе по делам о мелком хищении государственного или общественного имущества, об утайке какой-либо находки или пригульного скота, умышленной потраве

[стр.,25]

25 посевов, о незаконном занятии водным промыслом, незаконной охоте, незаконной порубке леса, нарушении паспортных правил, самоуправстве и * др.
Сужение сферы применения дознания, как самостоятельного вида предварительного расследования, дало органам милиции,
на наш взгляд, возможность сосредоточить основные усилия на охране общественного порядка, проведении оперативно-розыскной работы по обнаружению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также быстро и более квалифицированно производить неотложные следственные действия и выполнять поручения следователей по делам, по которым было обязательно предварительное следствие.
Учитывая принадлежность следственного аппарата органов внутренних дел и милиции к одному ведомству, следователям органов внутренних дел вменялось в обязанность расследовать дела о преступлениях, выявляемых органами милиции при охране общественного порядка и безопасности, а * также в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности.
К ведению следователей органов внутренних дел были отнесены дела о таких преступлениях, как изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг, кражи, грабежи, разбойные нападения, причинение телесных повреждений, заражение венерической болезнью, мошенничество, вымогательство, спекуляция, хулиганство, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта и некоторые другие.
Как видим, разграничение подследственности дел между ^ следователями различных ведомств законодателем было произведено в зависимости от характера совершенных преступлений, способов и методов их выявления и специфики расследования.
Направление, принятое законодателем в разграничении подследственности дел между следователями,
безусловно, давало возможность в определенной степени избежать параллелизма и

[Back]