Проверяемый текст
Мамошина Раиса Никитовна. Правовые и организационные аспекты положения следователя органов внутренних дел по новому уголовно-процессуальному законодательству (Диссертация, 3 июня 2003)
[стр. 55]

55 качестве обвиняемого (Л.М.
Карпеева, И.В.
Жогин, Ф.И.
Фаткуллин, Р.Х.
Якупов) полнее соответствует требованиям о привлечении в качестве обвиняемого только
виновных.
Ни в ранее действующем УПК РСФСР 1923 г., ни в одном из УПК бывших союзных республик, а ныне стран, входящих в СИГ, после принятия Основ 1958 г.
нет указаний на то, что следователь может вынести постановление о привлечении в качестве обвиняемого при наличии достаточных оснований
для предположения, что расследуемое преступление совершено подозреваемым лицом, как это имело место в УПК отдельных бывших союзных республик еще до принятия Основ 1958 г.
В ст.
171 УПК РФ по данному вопросу указано, что следователь выносит мотивированное постановление о привлечении в качестве обвиняемого при наличии «достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления».
Характеризуя внутреннее убеждение следователя применительно к моменту привлечения лица в качестве обвиняемого, Л.М.Карпеева подчеркивает, что он к этому времени убежден в непротиворечивости собранных доказательств, совокупность которых подтверждает сделанный им вывод и исключает на данном этапе возможность иного решения.
Следователь, привлекая лицо в качестве обвиняемого, убежден в том, что его
вывод единственно правильный, поскольку достаточно обоснован установленными к этому моменту до казател ьствам и1.
3.3.
Зинатуллин совершенно справедливо, на наш взгляд, отмечает, что «теория привлечения к уголовной ответственности на основании предположения следователя о виновности обвиняемого, не дает гражданам достаточных гарантий от незаконного, необоснованного привлечения их к уголовной ответственности»2.
1 Карпеева Л.М.
Указ.
раб.
С.
128-131.
2 Зинатуллин 3.3.
Общие проблемы обвинения и защиты по уголовным делам.
Ижевск, 1989.-С.
18-19.
[стр. 46]

46 Такого же мнения придерживался в свое время профессор М.С.Строгович, который считал, что сама постановка вопроса об убежденности следователя в виновности лица в момент привлечения его в качестве обвиняемого неправомерна, поскольку следствие еще не окончено, объяснения обвиняемого по предъявленному ему обвинению еще не получены и не проверены62.
Представляется, что мнение большинства авторов по вопросу о привлечении в качестве обвиняемого ( точка зрения Л.М.
Карпеевой, И.В.
Жогина, Ф.И.
Фаткуллина, Р.Х.
Якупова) полнее соответствует требованиям о привлечении в качестве обвиняемого только
виновных.
Ни в ранее действующем УПК РСФСР 1923г., ни в одном из УПК бывших союзных республик, а ныне стран, входящих в СИГ, после принятия Основ 1958г.
нет указаний на то, что следователь может вынести постановление о привлечении в качестве обвиняемого при наличии достаточных оснований
к предположению, что расследуемое преступление * совершено подозреваемым лицом, как это имело место в УПК отдельных бывших союзных республик еще до принятия Основ 1958г.
В ст.171 УПК РФ по данному вопросу указано, что следователь выносит мотивированное постановление о привлечении в качестве обвиняемого при наличии «достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления».
Характеризуя внутреннее убеждение следователя применительно к моменту привлечения лица в качестве обвиняемого, Л.М.Карпеева подчеркивает, что он к этому времени убежден в непротиворечивости собранных доказательств, совокупность которых подтверждает сделанный им вывод и исключает на данном этапе возможность иного решения.
Следователь, привлекая лицо в качестве обвиняемого, убежден в том, что его
62 Строгович М.С.
Курс советского уголовного процесса.
Т.2.-М..1970,С.34-35.


[стр.,47]

вывод единственно правильный, поскольку достаточно обоснован установленными к этому моменту доказательствами63.
З.З.Зинатуллин совершенно справедливо, на наш взгляд, отмечает, что «теория привлечения к уголовной ответственности на основании предположения следователя о виновности обвиняемого, не дает гражданам достаточных гарантий от незаконного, необоснованного привлечения их к уголовной ответственности»64.
По нашему мнению, для формулирования обвинения необходимо, чтобы были известны все те факты, из которых складывается соответствующий состав преступления.
Сюда относится противоправное и общественно опасное деяние, совершение его определенным лицом и уголовная вина последнего.
Должны быть установлены время, место, способ, мотив и цель преступного действия (бездействия), наступления вредных последствий, предмет посягательства.
Отягчающие и смягчающие вину обстоятельства должны быть установлены тогда, когда они либо предопределяют преступность и наказуемость содеянного, либо влияют на его квалификацию, т.е.
лежат в рамках основных признаков состава преступления.
Пока не собраны доказательства об указанных фактах, формулирование обвинения и привлечение лица в качестве обвиняемого были бы преждевременны.
Таким образом, достаточность доказательств для привлечения лица в качестве обвиняемого определяется исходя из предмета и пределов доказывания на данном этапе расследования.
Если при возбуждении уголовного дела необходимо располагать достаточными данными, показывающими на признаки преступления (ст.140 УПК РФ), то к моменту привлечения лица в качестве обвиняемого, нужно определить дату, время, место и другие обстоятельства совершенного преступления, поскольку они установлены материалами дела (ст.171 УПК РФ).
При составлении же 61 Карнеева Л.М..
Привлечение к уголовной ответственности.
М., 1971.-С.128-131.
64 Зинатуллин 3.3.
Общие проблемы обвинения и защиты по уголовным делам.-Ижевск, 1989,С.18-19.


[Back]