• самокритичность; • логическую строгость; • способность пользоваться различными формами доказательств и др. Нам наиболее близко определение, данное А.В.Морозовым [106], который, выделяя творчество как особый вид человеческой активности нерегламентированного, продуктивного, преобразовательного характера, понимает креативность как одну из общих способностей человека общую способность к творчеству. На основании сказанного выше можно-признать, что в большинстве исследований под креативностью подразумевается некоторая совокупность мыслительных и личностных особенностей, способствующих становлению и проявлению творчества. Таким образом, креативность как ценностно-личностная созидательная категория, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом ее самоактуализации и выражается не столько многообразием имеющихся у личности знаний (как социально закрепленных стереотипов, выраженных в правилах и законах), сколько восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем [106]. Креативность можно рассматривать как взаимодействие и пересечение внешних и внутренних способностей к творчеству. Внешние творческие способности проявляются во* влиянии социального окружения; которое может быть как позитивным, разрешающим, так и негативным, тормозящим. Методологическую основу современной образовательной парадигмы в отношении влияния социального окружения на творческие способности человека четко выразил Г. П. Щедровицкий. Он пишет: «Принадлежит ли оно 43 |
ние творческих личностных качеств может быть как позитивный, разрешающий, так и негативный, тормозящий. Методологическую основу современной образовательной парадигмы в отношении влияния социального окружения на творческие способности человека четко выразил Г.П. Щедровицкий. Он пишет: «Принадлежит ли оно (творчество) индивиду или оно принадлежит функциональному месту в человеческой организации и структуре? Я на этот вопрос отвечаю жестко: конечно, не индивиду, а функциональному месту.... Утверждается простая вещь: есть некоторая культура совокупность знаний, которые транслируются из поколения в поколение, а потом рождается ортогонально ко всему этому человек, и либо его соединят с этим самым духом, сделают дух доступным, либо не соединят»[249]. Отсюда понятно, что, необходимость формирования творческих способностей заложена в культуре и должна отражаться в основных культурных ценностях .При этом культура понимается не просто как совокупность общественных норм и ценностей, подлежащих усвоению, а как источник человеческого творческого потенциала, который «осваивается человеком рефлексивно как его личный жизненный опыт» [162]. Одной из культурологических концепций, обосновывающих необходимость формирования творческих способностей у современного человека, является концепция Маргарет Мид [150. С.322-361]. Она делит все культуры на три типа. Первый постфигуративный, где дети прежде всего учатся у своих предшественников, второй тип культур конфигуративный, где и дети, и взрослые учатся у сверстников, и третий тип культур префигуративный, где взрослые учатся также у своих детей. По мнению М. Мид, в постфигуративной культуре каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут представить себе никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Поэтому в постфигуративных культурах старики являются законченным образцом жизни и могут передавать свой опыт молодым поколениям. Примером таких культур |