(творчество) индивиду или оно принадлежит функциональному месту в человеческой организации и структуре? Я на этот вопрос отвечаю жестко: конечно, не индивиду, а функциональному месту... Утверждается простая вещь: есть некоторая культура совокупность знаний, которые транслируются из поколения в поколение, а потом рождается ортогонально ко всему этому человек, и либо его соединят с этим самым духом, сделают дух доступным, либо не соединят» [178]. Отсюда понятно, что необходимость формирования творческих способностей должна быть заложена в культуре, отражаться в основных культурных ценностях. При этом ' культура понимается не просто как совокупность общественных норм и ценностей, подлежащих усвоению, а как источник человеческого творческого потенциала, который «осваивается человеком рефлексивно как его личный жизненный опыт» [115]. Одной из культурологических концепций, обосновывающих необходимость формирования творческих способностей у современного человека, является концепция Маргарет Мид [103]. Она делит все культуры на три типа. Первый тип *постфигуративный, где дети, прежде всего учатся у своих предшественников, шорой тип культур конфигуративный, где и дети « и взрослые учатся у сверстников, и третий тип культур префигуративный, где взрослые учатся также у своих детей. По мнению М. Мид, постфигуративная культура это такая культура, где каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут представить себе никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Поэтому в постфигуративных культурах старики являются законченным образцом жизни и могут передавать свой опыт молодым поколениям. Примером таких культур сегодня являются племена, населяющие Новую Гвинею, Самоа, Австралию. Совершенствование производственных технологий вызвало изменение быта, привычек и образа жизни людей. Переход к новому образу жизни, требующему приобретения новых умений и форм поведения, порождает 44 < * \ |
ние творческих личностных качеств может быть как позитивный, разрешающий, так и негативный, тормозящий. Методологическую основу современной образовательной парадигмы в отношении влияния социального окружения на творческие способности человека четко выразил Г.П. Щедровицкий. Он пишет: «Принадлежит ли оно (творчество) индивиду или оно принадлежит функциональному месту в человеческой организации и структуре? Я на этот вопрос отвечаю жестко: конечно, не индивиду, а функциональному месту.... Утверждается простая вещь: есть некоторая культура совокупность знаний, которые транслируются из поколения в поколение, а потом рождается ортогонально ко всему этому человек, и либо его соединят с этим самым духом, сделают дух доступным, либо не соединят»[249]. Отсюда понятно, что, необходимость формирования творческих способностей заложена в культуре и должна отражаться в основных культурных ценностях .При этом культура понимается не просто как совокупность общественных норм и ценностей, подлежащих усвоению, а как источник человеческого творческого потенциала, который «осваивается человеком рефлексивно как его личный жизненный опыт» [162]. Одной из культурологических концепций, обосновывающих необходимость формирования творческих способностей у современного человека, является концепция Маргарет Мид [150. С.322-361]. Она делит все культуры на три типа. Первый постфигуративный, где дети прежде всего учатся у своих предшественников, второй тип культур конфигуративный, где и дети, и взрослые учатся у сверстников, и третий тип культур префигуративный, где взрослые учатся также у своих детей. По мнению М. Мид, в постфигуративной культуре каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут представить себе никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Поэтому в постфигуративных культурах старики являются законченным образцом жизни и могут передавать свой опыт молодым поколениям. Примером таких культур сегодня являются племена, населяющие Новую Гвинею, Самоа, Австралию. Совершенствование производственных технологий вызвало изменение быта, привычек и образа жизни людей. Переход к новому образу жизни, требующему приобретения новых умений и форм поведения, порождает конфигуративную культуру. При этом формируется нуклеарная семья, состоящая только из родителей и детей. Она представляет собой гибкую социальную группу, могущую быстро приспособиться к меняющимся социальным условиям. Происходит постепенное вытеснение стариков из общественной жизни. Это ведет к постепенному ослаблению контактов старшего поколения с младшим и потере влияние одного поколения на другое. Современное евро-американское общество представляет конфигуративный тип культуры, в которой людям надо учиться быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Если еще совсем недавно старшие могли говорить: «Послушай, я был молодым, а ты никогда не был старым», то сегодня молодые могут ответить: « Ты никогда не был молодым в мире, где молод я, и никогда им не будешь». В будущем в европейской цивилизации сформируется префигуративная культура, в которой большое значение будет иметь способность не только быстро приспосабливаться, но и способность к предвидению возможных изменений. Таким образом, необходимость творчества является естественной реакцией на быстрые изменения в окружающей среде. Исследователи называют и иные основания необходимости формировать творческую личность. Е.Б. Весна [45] выделяет несколько объективных и субъективных оснований человеческого творчества. Первое объективное основание вытекает из уникальности жизни каждого человека. Эта уникальность заключается в неповторимом сочетании непредсказуемых условий жизни. Второе объективное основание творчества основывается на бесконечном разнообразии и изменчивости жизненного пространства. Человек существует в мире самых разнообразных ценностей и требований, нередко вступающих в |