Проверяемый текст
Симановский, Андрей Эдгарович; Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников (Диссертация 2003)
[стр. 46]

Становление новых творческих ценностей в обществе отразилось и на системе образования.
В.П.Зинченко, например, пишет, что важнейшим, фундаментальным принципом новой педагогики является творческий характер развития детей
[61].
Рассмотрение творчества как ценности присутствует также в целом ряде психологических и философских теорий (А.Маслоу, Э.Фромм,
Н.А.Бердяев и др.).
Однако тенденция к новаторству, и переменам не является единственной в обществе.
Рассматривая общество с позиций системного подхода, несложно обнаружить противоположную тенденцию к сохранению накопленного опыта, стабилизации общественных ценностей, установок и традиций.
А.Г.Асмолов отмечает: «Эволюция любых развивающих систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем»
[8].
Консерватизм некоторой части учительства, являясь по своей природе объективным фактором, сегодня тормозит развитие творческих личностей.
Усилению
данной тенденции 'также способствовала административнокомандная система, сложившаяся в нашем обществе в 30-70-е годы.
По мнению В.
В.
Давыдова, она сформировала соответствующее педагогическое мышление, которое за 50 лет своего господства пустило глубокие корни как
в практике, так и в теории [47].
Таким образом, в обществе и психической жизни индивида всегда происходит противодействие двух тенденций: тенденции к инновациям и тенденции к консервации.
В этом контексте встает важная проблема, связанная с проблемой
формирования способности к творчеству формирование автономной творческой личности, субъекта своейдеятельности.
Наличие двух противоположных общественных тенденций создает необходимость самоопределения и выбора (сознательного или бессознательного) каждым человеком той тенденции, которая соответствует
его уровню психического развития, состоянию и окружающей ситуации.
46
[стр. 38]

противоречие друг с другом.
Выбор ценностей, их творческое соотнесение и Ф гармонизация все это требует творческого подхода.
Становление новых творческих ценностей в обществе отразилось и на системе образования.
В.П.Зинченко, например, пишет, что важнейшим, фундаментальным принципом новой педагогики является творческий характер развития детей
[86.С.90-102].
Рассмотрение творчества как ценности присутствует также в целом ряде психологических и философских теорий (А.
Маслоу, Э.
Фромм,
H.A.
Бердяев и др.).
Однако тенденция к новаторству и переменам не является единственной в обществе.
Рассматривая общество с позиций системного подхода, несложно обнаружить противоположную тенденцию к сохранению накопленного опыта, стабилизации общественных ценностей, установок и традиций.
А.Г.
Асмолов отмечает: «Эволюция любых развивающих систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций —тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем»[13.С.74].

Даже в конце XIX века в России накануне больших демократических реформ, когда не только революционно настроенные демократы, но и аристократия чувствовала необходимость перемен, народ, в основном, стоял на традиционных, консервативных позициях.
Это общее отношение к общественным новациям даже дало повод А.И.
Герцену написать: «Народ консерватор по инстинкту, и потому, что он Ш не знает ничего другого, у него нет идеалов вне существующих условий Он держится за удручающий его быт, за тесные рамы, в которые он вколочен он верит в их прочность и обеспеченье.
Не понимая, что эту прочность он-то им и дает.
Чем народ дальше от движения истории, тем он упорнее держится за усвоенное, за знакомое.
Он даже новое понимает только в старых одеждах».
Далее он замечает: « Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри.
Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свобол ды»[55.С.589].
38

[стр.,39]

Консерватизм некоторой части учительства, являясь по своей природе объективным фактором, сегодня тормозит развитие творческих личностей.
Усилению
этой тенденции также способствовала административно-командная система, сложившаяся в нашем обществе в 30-70 годы.
По мнению В.В.
Давыдова, она сформировала соответствующее педагогическое мышление, которое за 50 лет своего господства пустило глубокие корни как
на практике, так и в теории [65.С.67].
Тенденцию относиться настороженно ко всему новому поддерживает и большая часть родителей.
По свидетельству М.
Карни, многие родители характеризуют творчески одаренного ребенка как «странный».
Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых.
Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одергивать и ограничивать[159.С.111].
Тенденция к консерватизму обнаруживается не только при анализе общественных явлений, она проявляется и при психологическом анализе процессов социализации ребенка.
Так, A.B.
Запорожец [82] описывал случай фунциональной закрепленности предметов у детей в возрасте около 3-х лет, когда ребенок, конструирующий башню из игрушечных строительных блоков, отказался вместо блока использовать кусок мыла, несмотря на его внешнее сходство с используемыми блоками.
Он мотивировал это тем, что мылом нужно мыться, а использовать его в строительстве нельзя.
Старшие дошкольники в той же ситуации легко использовали мыло в качестве строительного блока.
На этом примере хорошо видно что, несмотря на ситуацию, провоцирующую творческий процесс, ребенок определенного возраста более склонен придерживаться нормативных общественных требований, чем поддаваться влиянию ситуации.
Таким образом, в психической жизни индивида всегда происходит противодействие двух тенденций: тенденции к инновациям и тенденции к консерватизму.
В этом контексте встает важная проблема, связанная с проблемой


[стр.,40]

формирования способности к творчеству, формирование автономной творческой личности, субъекта своей деятельности.
Наличие двух противоположных общественных тенденций создает необходимость самоопределения и выбора (сознательного или бессознательного) каждым человеком той тенденции, которая соответствует
уровню его психического развития, состоянию и окружающей ситуации.
Важную связь между процессом выбора этих двух общественных тенденций и социальной позицией личности ребенка подметил М.И.
Рожков.
Он пишет, что социальное определение проявляется, с одной стороны, через социальную адаптивность («быть со всеми»), а с другой —через социальную автономность («оставаться самим собой»), которые отражаются на социальной активности личности [190.С.16-19].
Действительно, консервативная тенденция воспринимается как желание быть в группе «как все», объективировать себя в социуме.
В основе этого желания лежит, по-видимому, потребность в защите и безопасности.
И напротив, стремление к творчеству воспринимается как проявление индивидуальности, желание самовыразиться [45].
С точки зрения экзистенциального подхода к личности обе эти тенденции имеют и позитивный и негативный смысл.
Крайним негативным следствием консервативной тенденции является потеря себя, своей индивидуальности, растворение в других.
Особенно конформные тенденции усиливаются в эпоху тоталитаризма [88.С.13].
Негативным следствием творческой тенденции является индивидуализация, сопровождаемая «глобальным чувством одиночества»[88.С.15].
Была также замечена связь между творчеством человека и высоким уровнем его субъективной активности.
«Быть активным значит дать проявиться своим способностям, всему богатству человеческих дарований.
Это значит обновляться, расти, вырываться из стен своего изолированного «Я», испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему-либо, отдавать»,писал Э.
Фромм [232].
Активность, таким образом, выступает как «способ

[Back]