Проверяемый текст
Симановский, Андрей Эдгарович; Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников (Диссертация 2003)
[стр. 49]

Роль рефлексии в деятельности можно понять, рассматривая ее как в ситуации исполнения, так и в ситуации принятия деятельности.
Самоопределение как выбор между двумя общественными тенденциями (творческой и консервативной) характерно как раз^для
ситуации принятия деятельности, определения и постановки, целей, анализа актуальных и потенциальных потребностей, ценностей.
При этом мы
рассматриваем рефлексию как личностное образование, а ее генезис в рамках личностного развития.
Изучению рефлексии в плане развития личности посвящено большое количество работ
[153], однако, очень мало авторов, которые бы прослеживали связь уровня развития рефлексии с ситуацией самоопределения на этапе принятия творческой деятельности.
Исключение составляют работы
А.В.Карпова и И.М.Скитяевой [74, 75].
В этих исследованиях было показано, что по
мерс роста рефлексивной способности у испытуемых все большее значение приобретают ценности духовного удовлетворения, развития себя, креативности, сохранения собственной 1 индивидуальности.
Низкорефлексивным испытуемым вовсе не свойственно «стремление изменять окружающую действительность, реализовывать свои
■ творческие возможности» [73].
Таким образом, выбор той или иной общественной тенденции (творческой или алгоритмической) зависит от уровня развития рефлексии как личностной'способности человека.
Рефлексия служит основой для становления самосознания индивида и его отношения к творческим ценностям.
Таким образом, в результате обзора работ, посвященных взаимодействию социально-культурных и личностных факторов; можно выделить следующие закономерности развитие креативности; .
1.
Личность испытывает на себе влияние двух противоположных культурных тенденций:
тенденцию к консервации деятельности и тенденциюк творческому преобразованию деятельности; 2.
Каждая из культурных тенденций (творческая и консервативная) опирается в своей основе на различные потребности человека.
Так,
49
[стр. 46]

считает, что для успешного решения задач рефлексивный план должен опосредовать «предметно операционный план» и «выражаться в форме фиксации различных моментов содержательного движения их рефлексивного осмысления путем оценок и самооценок, и, наконец, регулирования с помощью установок на изменение последующего движения»[78.СЛ02].
Функции рефлексии в процессе исполнения мыслительной деятельности анализирует В.П.
Трусов: «...лишь в той мере, в какой субъект мыслительной деятельности оказывается способным сделать объектом анализа и контроля свои собственные исполнительные действия (а затем и планирующие и контрольные действия), он получает возможность проигрывать предварительные варианты решения, формировать гипотезы и оценивать ход и результаты своей мыслительной деятельности» [223.С.144].
С нашей точки зрения, роль рефлексии в деятельности можно понять, рассматривая ее как в ситуации исполнения, так и в ситуации принятия деятельности.
Самоопределение как выбор между двумя общественными тенденциями (творческой и консервативной) характерно как раз
для ситуации принятия деятельности, определения и постановки целей, анализа актуальных и потенциальных потребностей, ценностей.
При этом мы
начинаем рассматривать рефлексию как личностное образование, а ее генезис в рамках личностного развития.
Изучению рефлексии в плане развития личности посвящено большое количество работ
[215], однако очень мало работ, в которых бы прослеживалась связь уровня развития рефлексии с ситуацией самоопределения на этапе принятия творческой деятельности.
Исключение составляют работы
A.B.
Карпова и И.М.
Скитяевой [102; 103].
В этих исследованиях было показано, что по
мере роста рефлексивной способности у испытуемых все большее значение приобретают ценности духовного удовлетворения, развития себя, креативности, сохранения собственной индивидуальности.
Низкорефлексивным испытуемым вовсе не свойственно «стремление изменять окружающую действительность, реализовывать свои
творческие возможности» [103.С.155].
Таким

[стр.,56]

мер, разбивают союзное выражение «до тех пор пока» другими словами [176.С.44].
Категориально-символические признаки, используемые для самоконтроля учебного действия требуют осознания границы области их применения.
Это обнаруживается на примере проверки написания слова пылесос [241.С.166].
Ученик, умеющий проверять орфограммы к корне слова, должен увидеть, что в данном случае безударная гласная стоит между корнями и, следовательно, не может быть проверена знакомым способом (подбором однокоренного слова с ударной гласной).
Так он способен обнаружить границы своих познаний и сформулировать учебно-познавательную проблему.
Таким образом, умение ориентироваться при самоконтроле на обобщенные правила и использовать их для организации самопроверки может являться показателем наличия определяющей рефлексии.
В результате обзора работ, посвященных взаимодействию социальнокультурных и
интерпсихологических закономерностей, можно сформулировать следующие теоретические положения модели формирования способности к интеллектуальному творчеству.
Первое положение.
Личность испытывает на себе влияние двух противоположных культурных тенденций:
тенденции к консервации деятельности и тенденции к творческому преобразованию деятельности.
Второе положение.
Каждая из культурных тенденций (творческая и консервативная) опирается в своей основе на различные потребности человека.
Так,
консервативная тенденция опирается на потребность в безопасности и чувство «МЫ», характеризуемое как стремление «быть как все».
Творческая тенденция опирается на потребность самоактуализации и чувство индивидуальной идентичности, характеризуемое как стремление проявить себя, выделиться из общей массы.
Третье положение.
Лежащие в основе творческой и консервативной тенденции потребности образуют иерархию, в которой потребности, поддержи

[стр.,203]

Выявлены основные положения модели формирования творческой способности: Первое положение.
Личность испытывает на себе влияние двух противоположных культурных тенденций:
тенденции к консервации деятельности и тенденции к творческому преобразованию деятельности.
Второе положение.
Каждая из культурных тенденций (творческая и консервативная) опирается в своей основе на различные потребности человека.
Так,
консервативная тенденция опирается на потребность в безопасности и чувство «МЫ», характеризуемое как стремление «быть как все».
Творческая тенденция опирается на потребность самоактуализации и чувство индивидуальной идентичности, характеризуемое как стремление проявить себя, выделиться из общей массы.
Третье положение.
Лежащие в основе творческой и консервативной тенденции потребности образуют иерархию, в которой потребности, поддерживающие последнюю тенденцию, являются доминирующими.
Только их удовлетворение открывает путь к удовлетворению потребностей, лежащих в основе творчества.
Четвертое положение.
В младшем школьном возрасте переход от социальной позиции «Я школьник» к позиции «Я ученик» способствует проявлению учебной инициативы, самостоятельности и, как следствие, принятию творческих ценностей, что способствует становлению творческой способности как личностного качества.
Пятое положение.
Принятие социальной позиции «Я ученик» связано с возникновением определяющей рефлексии, характеризуемой появлением критического отношения к образцам деятельности и стремлением руководствоваться общепринятыми правилами и законами.
Шестое положение.
Показателем уровня развития рефлексии (а соответственно и креативности) может являться характер представлений субъекта о закономерностях окружающего мира, являющихся смысловой рамкой для пони203

[Back]