Проверяемый текст
Симановский, Андрей Эдгарович; Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников (Диссертация 2003)
[стр. 50]

консервативная тенденция опирается на потребность в безопасности и чувство «Мы», характеризующееся стремлением быть, как все, соблюдая существующие правила и нормы.
Творческая тенденция опирается на потребность «самоактуализации» и чувство индивидуальной идентичности,
характеризующееся стремлением проявить себя, выделиться из общей массы; 3.
Лежащие в основе творческой и консервативной тенденции потребности образуют иерархию, в которой потребности, поддерживающие
«консервацию», являются доминирующими.
Только их удовлетворение открывает путь к удовлетворению потребностей, лежащих в основе творчества;
4.
В школьном возрасте переход от социальной позиции «Я школьник» к позиции «Я ученик» способствует проявлению учебной инициативы, самостоятельности и, как следствие, принятию творческих ценностей, что способствует развитию креативности как личностного качества; 5.
Развитие креативности связано прямо пропорциональной зависимостью с развитием личностной и деятельностной рефлексии; 6.
Показателем уровня развития рефлексии (а, соответственно, и креативности) может являться характер представлений субъекта о закономерностях окружающего мира, являющихся смысловой рамкой для
понимания себя и окружающих явлений.
Переход на новый уровень развития связан с осознанием ограниченности
действия этих закономерностей в рамках более широкого мыслительного пространства.
Рассмотренные выше закономерности должны быть перенесены на образовательный процесс, при этом необходимо рассмотреть теории развития креативности.
Анализируя литературные источники, можно объединить эти теории в пять подходов.
50
[стр. 56]

мер, разбивают союзное выражение «до тех пор пока» другими словами [176.С.44].
Категориально-символические признаки, используемые для самоконтроля учебного действия требуют осознания границы области их применения.
Это обнаруживается на примере проверки написания слова пылесос [241.С.166].
Ученик, умеющий проверять орфограммы к корне слова, должен увидеть, что в данном случае безударная гласная стоит между корнями и, следовательно, не может быть проверена знакомым способом (подбором однокоренного слова с ударной гласной).
Так он способен обнаружить границы своих познаний и сформулировать учебно-познавательную проблему.
Таким образом, умение ориентироваться при самоконтроле на обобщенные правила и использовать их для организации самопроверки может являться показателем наличия определяющей рефлексии.
В результате обзора работ, посвященных взаимодействию социальнокультурных и интерпсихологических закономерностей, можно сформулировать следующие теоретические положения модели формирования способности к интеллектуальному творчеству.
Первое положение.
Личность испытывает на себе влияние двух противоположных культурных тенденций: тенденции к консервации деятельности и тенденции к творческому преобразованию деятельности.
Второе положение.
Каждая из культурных тенденций (творческая и консервативная) опирается в своей основе на различные потребности человека.
Так, консервативная тенденция опирается на потребность в безопасности и чувство «МЫ», характеризуемое как стремление «быть как все».
Творческая тенденция опирается на потребность самоактуализации и чувство индивидуальной идентичности,
характеризуемое как стремление проявить себя, выделиться из общей массы.
Третье положение.
Лежащие в основе творческой и консервативной тенденции потребности образуют иерархию, в которой потребности, поддержи


[стр.,57]

вающие «консервацию», являются доминирующими.
Только их удовлетворение открывает путь к удовлетворению потребностей, лежащих в основе творчества.

Четвертое положение.
В младшем школьном возрасте переход от социальной позиции «Я школьник» к позиции «Я ученик» способствует проявлению учебной инициативы, самостоятельности и, как следствие, принятию творческих ценностей, что способствует становлению творческой способности как личностного качества.
Пятое положение.
Принятие социальной позиции «Я ученик» связано с возникновением определяющей рефлексии, характеризуемой появлением критического отношения к образцам деятельности и стремлением руководствоваться общепринятыми правилами и законами.
Шестое положение.
Показателем уровня развития рефлексии (а соответственно и креативности) может являться характер представлений субъекта о закономерностях окружающего мира, являющихся смысловой рамкой для пони-, мания себя и окружающих явлений.
Переход на новый уровень развития свя-зан с осознанием ограниченности
этих закономерностей в рамках более широкого мыслительного пространства.
Показателем этого перехода может служить переход от контроля по результатам деятельности к контролю по процессу, учитывающим общие правила и закономерности.
1.3.
Концептуальные подходы к формированию творческой личности Выявленные в предыдущем параграфе положения должны быть перенесены на образовательный процесс, при этом необходимо выяснить, каким образом теоретические представления о творческой личности отражаются на организации и условиях обучения и воспитания детей.
Учитывая большое количество теорий «творческой личности», мы выбрали только те из них, которые имеют достаточно проработанный прикладной, педагогический аспект.
Выбранные нами теории наиболее часто становились философской и теоретиче

[стр.,203]

Выявлены основные положения модели формирования творческой способности: Первое положение.
Личность испытывает на себе влияние двух противоположных культурных тенденций: тенденции к консервации деятельности и тенденции к творческому преобразованию деятельности.
Второе положение.
Каждая из культурных тенденций (творческая и консервативная) опирается в своей основе на различные потребности человека.
Так, консервативная тенденция опирается на потребность в безопасности и чувство «МЫ», характеризуемое как стремление «быть как все».
Творческая тенденция опирается на потребность самоактуализации и чувство индивидуальной идентичности,
характеризуемое как стремление проявить себя, выделиться из общей массы.
Третье положение.
Лежащие в основе творческой и консервативной тенденции потребности образуют иерархию, в которой потребности, поддерживающие
последнюю тенденцию, являются доминирующими.
Только их удовлетворение открывает путь к удовлетворению потребностей, лежащих в основе творчества.

Четвертое положение.
В младшем школьном возрасте переход от социальной позиции «Я школьник» к позиции «Я ученик» способствует проявлению учебной инициативы, самостоятельности и, как следствие, принятию творческих ценностей, что способствует становлению творческой способности как личностного качества.
Пятое положение.
Принятие социальной позиции «Я ученик» связано с возникновением определяющей рефлексии, характеризуемой появлением критического отношения к образцам деятельности и стремлением руководствоваться общепринятыми правилами и законами.
Шестое положение.
Показателем уровня развития рефлексии (а соответственно и креативности) может являться характер представлений субъекта о закономерностях окружающего мира, являющихся смысловой рамкой для
пони203

[Back]