критиковать первые опыты«как бы,ни были они неудачны»; «Помогайте ребенку стать, «разумным авантюристом»; «Поддерживайте необходимую» для творчествам атмосферу, помогая ребенку избежать* общественное, неодобрение; уменьшить социальные трения; справиться! с негативной реакциейсверстников:..». Несложно заметить, чтопоощрение взрослых призвано смягчить неизбежный антагонизм между творческой личностью* ^обществом. 2. Помощь ребенку в? удовлетворении: базовых, человеческих.потребностей* (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и-окружающим): Эта. черта воспитательной, стратегии представлена не только' в психоаналитической? модели формирования личности (Э;Эриксон), но>тв гуманистической модели личности (например, у А.Маслоу). По* мнению* авторов вышеназванных концепций, энергия человека, у которого1 не удовлетворены базовые потребности, уходит на* их удовлетворение, и о т «...менее способен достичь высот самовыражения» [110];.Особое внимание авторы модели уделяют чувству безопасности. В этомотношении характерен следующий* совет: «Создайте безопасную психологическую, базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться; если будет напуган собственными открытиями». 3. Формирование самостоятельности и независимости ребенка. Данная черта воспитательной стратегии связана, с опасностью «подавления» социумом1 собственных творческих.импульсов-ребенка-. Приведем совет такого^типа:. «Оставляйте ребенка одногош позволяйте ему, если оттого желает,.самому* заниматься своими? делами. Избыток «шефства»* может затрудиить творчество». 4'. Помощь ребенку в* осознании^ самогосебя и построении собственной системы ценностей. Целесообразность этой линии воспитания^ объясняется, во-первых, опасностью пропустить, слабо осознаваемые творческие идеи и необходимостью развития творческой интуиции: «Помогайте ребенку глубже познать себя, чтобы не упустить мимолетную |
Только процесс воспитания позволяет интегрировать эти способности и добиться творческого конформизма (термин К. Тэкэкс). Исследователи творческой личности достаточно подробно обсуждают тактику воспитания детей, имеющих склонность к творчеству. Данная склонность рассматривается как врожденная, поэтому воспитательная стратегия, используемая по отношению к этим детям, представляет собой способ «окультуривания» творческого мышления. В наиболее развитой форме основные черты этой стратегии представлены в работе Гауэна и Торренса [274]. Джон Гауэн дает целую серию советов родителям, желающим воспитать творчески одаренных детей. Некоторые из них были впоследствии дополнены К. Тэкэкс [159]. Рассмотрим основные черты этой воспитательной стратегии. 1. Социальное поощрение любых попыток творчества. Это направление воспитания выражается в таких советах: « Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам»; «Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка»; «Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность»; «Помогайте ему справиться с разочарованием, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска»;’«Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты как бы ни были они неудачны»; «Помогайте детям стать «разумным авантюристом»; «Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения, справиться с негативной реакцией сверстников...». Несложно заметить, что поощрение взрослых призвано смягчить неизбежный антагонизм между творческой личностью и обществом. 2. Помощь ребенку в удовлетворении базовых человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим). Эта черта воспитательной стратегии представлена не только в психоанали тической модели формирования личности (Э. Эриксон), но и в гуманистической модели личности (например, у А. Маслоу). По мнению авторов вышеназванных концепций, энергия человека, у которого не удовлетворены базовые потребности, уходит на их удовлетворение, и он «...менее способен достичь высот самовыражения» [159.С.121]. Особое внимание авторы модели уделяют чувству безопасности. В этом отношении характерен следующий совет: «Создайте безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями». 3. Формирование самостоятельности и независимости ребенка. Данная черта воспитательной стратегии связана с опасностью «подавления» социумом собственных творческих импульсов ребенка. Приведем совет такого типа: «Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество». 4. Помощь ребенку в осознании самого себя и построении собственной системы ценностей. Целесообразность этой линии воспитания объясняется, во-первых, опасностью пропустить слабо осознаваемые творческие идеи и необходимостью развития творческой интуиции: «Помогайте ребенку глубже познать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею», а во-вторых возникающим на основе самопознания уважением к своим идеям и себе самому. Это должно, в свою очередь, создать предпосылку к уважению чужих идей и их авторов. 5. Формирование коммуникативных качеств личности. Автор советов пишет: «Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей. Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола» [147.С.122]. Данное направление воспитания связано с трудностью вступления в контакт творчески одаренного ребенка. По-настоящему понять такого ребенка и |