Проверяемый текст
Симановский, Андрей Эдгарович; Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников (Диссертация 2003)
[стр. 53]

(предсознательную)» идею», а во-вторых возникающим на основе самопознания уважением к своим идеям и себе самому.
Это должно, в свою очередь, создать предпосылку к уважению чужих идей и их авторов.
5.
Формирование коммуникативных качеств личности.
Автор советов пишет: «Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей.
Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола»
[110].
Данное направление воспитания связано с трудностью вступления.
в контакт творчески одаренного ребенка.
По-настоящему понять такого ребенка и-подружиться
с ним способен только творчески одаренный ребенок одинакового с ним возраста и пола.
2.
Формирование «личностной установки» на творчество.
Другой подход представляет собой «выращивание» творческой личностной способности.
Данная концепция базируется на философии экзистенционализма и гуманизма, рассматривающей, творчество как самоценность и одновременно как путь самореализации сущностных сил личности.
Сходные взгляды на значение творчества для развития личности высказывал и К.Г.Юнг.
Он считал творчество важнейшим инструментом формирования личностной индивидуальности и самореализации.
Благодаря творчеству индивид может выразить
внутриличиостные силы и реализовать свою уникальную психическую реальность [168].
Существует несколько психологических теорий, основанных на данных философских представлениях.
В американской психологии сегодня достаточно популярна инвестиционная теория креативности Р.Стернберга.
В отечественной психологии ярким представителем этой идеи можно считать Д.Б.
Богоявленскую
[21, 23,24].
Рассмотрим теорию Р.Стернберга.
Он считает, что творческую личность характеризует не просто совокупность нескольких качеств.
Среди этих качеств (компонентов) возможна определенного рода компенсация, когда,
например, сильная мотивация компенсирует недостатки (поддержку)
[стр. 61]

тической модели формирования личности (Э.
Эриксон), но и в гуманистической модели личности (например, у А.
Маслоу).
По мнению авторов вышеназванных концепций, энергия человека, у которого не удовлетворены базовые потребности, уходит на их удовлетворение, и он «...менее способен достичь высот самовыражения» [159.С.121].
Особое внимание авторы модели уделяют чувству безопасности.
В этом отношении характерен следующий совет: «Создайте безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями».
3.
Формирование самостоятельности и независимости ребенка.
Данная черта воспитательной стратегии связана с опасностью «подавления» социумом собственных творческих импульсов ребенка.
Приведем совет такого типа: «Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами.
Избыток «шефства» может затруднить творчество».
4.
Помощь ребенку в осознании самого себя и построении собственной системы ценностей.
Целесообразность этой линии воспитания объясняется, во-первых, опасностью пропустить слабо осознаваемые творческие идеи и необходимостью развития творческой интуиции: «Помогайте ребенку глубже познать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею», а во-вторых возникающим на основе самопознания уважением к своим идеям и себе самому.
Это должно, в свою очередь, создать предпосылку к уважению чужих идей и их авторов.
5.
Формирование коммуникативных качеств личности.
Автор советов пишет: «Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей.
Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола»
[147.С.122].
Данное направление воспитания связано с трудностью вступления в контакт творчески одаренного ребенка.
По-настоящему понять такого ребенка и


[стр.,62]

подружиться с ним способен только творчески одаренный ребенок одинакового с ним возраста и пола.
1.3.2, Формирование «личностной установки» на творчество Другой подход представляет собой «выращивание» творческой личностной способности.
Данная концепция базируется на философии экзистенционализма и гуманизма, рассматривающей творчество как самоценность и одновременно как путь самореализации сущностных сил личности.
Сходные взгляды на значение творчества для развития личности высказывал и К.
Г.
Юнг.
Он считал творчество важнейшим инструментом формирования личностной индивидуальности и самореализации.
Благодаря творчеству индивид может выразить
внутриличностные силы и реализовать свою уникальную психическую реальность [239.С.205].
Существует несколько психологических теорий, основанных на данных философских представлениях.
В американской психологии сегодня достаточно популярна инвестиционная теория креативности Р.
Стернберга.
В отечественной психологии ярким представителем этой идеи можно считать Д.Б.
Богоявленскую
[31;32;33].
* * Рассмотрим теорию Р.
Стернберга.
С точки зрения этой теории творческая личность предлагает идею, которая, скорее всего, будет отвергнута и осмеяна (покупает по бросовой цене).
Затем этот человек пытается убедить других в ценности этой идеи.
Убедив других в ценности идеи, творческая личность продает ее по высокой цене.
Таким образом, важными для творческого процесса являются несколько личностных качеств: готовность преодолевать препятствия, готовность принимать на себя разумный риск, готовность терпеть неопределенность, веру в себя, любовь и сосредоточенность на том деле, которым занимается творческая личность [216.С.193].Однако главным качеством творческой личности является способность противостоять мнению толпы и бросать вызов привычным нормам.
Стернберг считает, что творческую лич

[стр.,63]

ность характеризует не просто совокупность нескольких качеств.
Среди этих качеств (компонентов) возможна определенного рода компенсация, когда
сильная мотивация компенсирует недостатки (поддержку) среды.
Компоненты личности (интеллект и мотивация) между собой могут вступать во взаимоотношения, создавая личностную установку, формируемую в процессе жизни.
Причем эта установка на творчество даже более важна, чем интеллектуальная способность к творчеству [216.С.199], Рассмотрим основные пункты воспитательной стратегии на формирование этой личностной установки.
Они касаются механизмов формирования личностной установки, целевых ориентиров в виде необходимых личностных качеств и основных требований к организации образовательной среды.
1.
Взрослый является примером для подражания.
Стернберг пишет, что у ребенка должна сложиться некая ролевая модель творческого поведения.
Подобная модель может возникнуть, если только ребенок будет свидетелем творчества других людей и прежде всего значимого для него взрослого.
Влияние взрослого как пример для подражания было давно замечено педагогами и психологами.
В основе этого пути освоения социального опыта лежит механизм идентификации (бессознательного отождествления) себя с авторитетным человеком [94].
В гуманистической психологии и педагогике довольно часто используют данный механизм для объяснения формирования личностных качеств.
Например, Р.
Бернс, последователь гуманистических взглядов К.
Роджерса, пишет: « Если в задачи учителя входит формирование позитивной Я концепции, он должен представлять собой модель соответствующего поведения» [25.
С.311].
2.
Создание критического настроя.
Сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям, являются отправным пунктом для интеллектуального творчества, писал Р.
Стернберг [216].
В его концепции критическую функцию осуществляет аналитическое мышление.
Благодаря этому типу мышления творческая личность также оценивает

[Back]