Проверяемый текст
Симановский, Андрей Эдгарович; Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников (Диссертация 2003)
[стр. 59]

Важнейшие условия являются компонентами структуры социальной среды.
Социальная среда должна стимулировать детское творчество и культурно оформлять его.
В повседневной жизни обычно происходит подавление творческих свойств индивидуума.
Это происходит потому, что общество заинтересовано во внутренней
стабильности и воспроизведении существующих образцов поведения и деятельности.
Творчество, напротив, приводит к созданию нового и, следовательно, к отрицанию
старою.
Таким образом, чтобы стимулировать творчество, требуется специально создавать соответствующую среду.
Авторы называют четыре наиболее важных компонента среды; 1.
Отсутствие регламентации предметной активности, точнее отсутствие образца регламентированного поведения; 2.
Наличие позитивного образца творческого поведения; 3.
Создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений
агрессивною и деструктивною поведения; 4.
Социальное подкрепление творческого поведения[55].

В целом среда должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью.
Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариативность обеспечивает возможность их нахождения.
Кроме того, по мнению В.Н.Дружинина, среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

В своей работе В.Н.Дружинин использует гипотезу Н.М.Рнатко о роли подражания при формировании личностных творческих качеств и этапах подражательной деятельности [55].
Рассматривая'становление креативности на примере знаменитых шахматистов, Н.М.Гнатко выделил следующие этапы развития креативности; 1.
Подражание-копирование; 2.
Творческое подражание; 3.
Подражательное творчество.
[стр. 73]

тезис о существовании «нижнего» ограничителя креативности.
Этим ограничителем выступает регламентированность деятельностной ситуации, которая предъявляет соответствующие требования интеллекту испытуемого.
Данный показатель авторы концепции назвали 1(3 «деятельности».
Интегрируя вышеизложенные данные и предположения, авторы определяют формулу отношений между творческой продуктивностью (Сг) и интеллектом (1(3).
Это отношение имеет вид неравенства: 1(3 «деятельности» < Сг ^ 1(3 «индивида» Нижний интеллектуальный порог определяется степенью регламентации деятельности, а верхний порог интеллектом индивида и зависит от его мотивации и компетентности.
Данное отношение авторы назвали моделью «интеллектуального диапазона».
Выделяемые авторами составляющие творческой личностной диспозиции (мотивационная, когнитивная и поведенческая) позволили авторам концепции экспериментально проследить процесс ее формирования у детей.
При проведении формирующего эксперимента было обнаружено, что у 3-летних испытуемых возрастает мотивационно личностный показатель креативности, у 4летних повышается и продуктивный и мотивационно личностный показатель креативности, а у 5-летних наблюдается рост только продуктивного показателя.
Полученные факты объясняются авторами тем, что формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно личностном уровне, затем на продуктивном (поведенческом) уровне.
Формирование личностных качеств, способствующих творчеству, возможно, по мнению авторов, при наличии целого ряда условий.
Важнейшими условиями являются компоненты структуры социальной среды.
Социальная среда должна стимулировать детское творчество и культурно оформлять его.
В повседневной жизни обычно происходит подавление творческих свойств индивидуума.
Это происходит потому, что общество заинтересовано во внутренней


[стр.,74]

стабильности и воспроизведении существующих образцов поведения и деятельности.
Творчество, напротив, приводит к созданию нового и, следовательно, к отрицанию
старого.
Таким образом, чтобы стимулировать творчество, требуется специально создавать соответствующую среду.
Авторы называют четыре наиболее важных компонента среды: 1.
Отсутствие регламентации предметной активности, точнее отсутствие образца регламентированного поведения.
2.
Наличие позитивного образца творческого поведения.
3.
Создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений
агрессивного и деструктивного поведения.
4.
Социальное подкрепление творческого поведения
[71.С.219].
В целом среда должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью.
Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариативность обеспечивает возможность их нахождения.
Кроме того, по мнению В.Н.
Дружинина, среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

Наиболее хорошо для формирования креативности как личностного качества подходит возраст 3-5 лет, так как именно в этом возрасте ребенок, с одной стороны, готов к социализации, с другой еще не социализирован.
Кроме того, для детей этого возраста легче создать творческую среду и легче ее контролировать.
Однако установка на творчество как на стремление нарушать внутреннее равновесие может быть и постоянным источником дискомфорта.
Авторы концепции «активной адаптации» считают, что отсюда берет начало внутренний конфликт, лежащий в основе невротизации личности [71.С.227].
Они приводят убедительные экспериментальные данные о том, что рост творческой активности у детей сопровождался повышенной конфликтностью (агрессивностью), неустойчивостью настроения, высокой амплитудой эмоциональных проявлений, подверженностью отрицательным эмоциям, тревожностью, сензитивно

[стр.,76]

случаев).
Авторы считают, что у этих испытуемых были сформированы креативные личностные качества, что позволило психической системе перейти на новый, устойчивый уровень функционирования.
У остальных испытуемых статистически значимых изменений креативности не наблюдалось.
Полученные экспериментальные данные заставляют задуматься о причинах, «не позволяющих» индивиду повысить и сохранять высокий уровень креативности.
Для объяснения этих причин В.Н.
Дружинин использует гипотезу Н.
М.
Гнатко о роли подражания при формировании личностных творческих качеств и этапах подражательной деятельности [71.С.234].
Рассматривая становление творческих способностей на примере знаменитых шахматистов, Н.М.
Гнатко выделил следующие этапы развития
творческих способностей: 1) подражание копирование; 2) творческое подражание; 3) подражательное творчество.
На фазе подражания копирования шахматист имитирует общий нормативный способ шахматной деятельности, на фазе творческого подражания он выбирает себе пример для подражания и, личностно идентифицируясь с ним, копирует его стиль и манеру игры, на последней фазе шахматист освобождается от идентификации с личностью шахматиста —образца, увеличивая при этом количество оригинальных, собственных решений.
В.Н.
Дружинин считает, что творческая личность может сформироваться, если только человек пройдет через этап эмоционального принятия личности другого творца.
Ссылаясь на мнение Е.А.
Корсунского, авторы концепции предполагают, что выход на третью стадию подражания, в свою очередь, зависит от генетических факторов, наличия фантазии и богатого воображения (в дошкольном возрасте) и развития вербальной памяти и высокого уровня интеллекта в подростковом возрасте.
С нашей точки зрения, данное объяснение является лишь редукцией личностных качеств к когнитивным.
Хотя полностью влияние когнитивных качеств на становление личности исключать нельзя, тем не менее, известно, что становление личности достаточно сложный процесс, включающий, помимо механизма идентификации, и другие механизмы усвоения социального

[Back]