Проверяемый текст
Симановский, Андрей Эдгарович; Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников (Диссертация 2003)
[стр. 60]

В.Н.Дружинин считает, что творческая личность может сформироваться, если только человек пройдет через этап эмоционального принятия личности другого творца.
Ссылаясь на мнение Е.
А.
Корсунского, авторы концепции предполагают, что выход на третью стадию подражания, в свою очередь, зависит от генетических факторов, наличия фантазии и богатого воображения (в дошкольном возрасте) и развития вербальной памяти и высокого уровня-интеллекта в подростковом возрасте.

Концепция «активной адаптации» позволяет рассмотреть становление творчества как личностного качества в динамике, увязав его с возрастными и средовыми факторами.
Кроме того, используемый авторами в качестве методологической базы системный подход дает возможность выявить связь творческого мышления с факторами и закономерностями разных уровней организации: индивидного, личностного, социально-средового.

4.
Когнитивный ^подход.
Данный подход сложился в Новое время, и его основу составляет
1 философия рационализма.
Одним из первых, кто выявил и описал основные правила научного творчества, был Рене Декарт
[51].
Он полагал, что, осознавая эти правила и пользуясь ими, человек сможет, не отклоняясь от прямого пути, искать истину.
В дальнейшем это направление исследований стало называться методологическим.
Оно позволило выявить основные требования к научному изучению явлений действительности.
Сегодня ученые и практики значительно расширили понимание познавательной сферы личности.
Она включает как рациональные, так и иррациональные детерминанты поведения и мышления.

Как пишет один из пионеров когнитивной психологии Дж.
Брунер, на характер гипотез и их силу влияет история развития и основные склонности личности
[26].
Это означает, что приобретаемый социальный опыт и индивидуальные особенности его усвоения во многом определяют сущность формируемой личности.
На основе когнитивной модели задачу формирования творческой личности также решает теория, разработанная Г.С.Альтшуллером и целой 60
[стр. 76]

случаев).
Авторы считают, что у этих испытуемых были сформированы креативные личностные качества, что позволило психической системе перейти на новый, устойчивый уровень функционирования.
У остальных испытуемых статистически значимых изменений креативности не наблюдалось.
Полученные экспериментальные данные заставляют задуматься о причинах, «не позволяющих» индивиду повысить и сохранять высокий уровень креативности.
Для объяснения этих причин В.Н.
Дружинин использует гипотезу Н.
М.
Гнатко о роли подражания при формировании личностных творческих качеств и этапах подражательной деятельности [71.С.234].
Рассматривая становление творческих способностей на примере знаменитых шахматистов, Н.М.
Гнатко выделил следующие этапы развития творческих способностей: 1) подражание копирование; 2) творческое подражание; 3) подражательное творчество.
На фазе подражания копирования шахматист имитирует общий нормативный способ шахматной деятельности, на фазе творческого подражания он выбирает себе пример для подражания и, личностно идентифицируясь с ним, копирует его стиль и манеру игры, на последней фазе шахматист освобождается от идентификации с личностью шахматиста —образца, увеличивая при этом количество оригинальных, собственных решений.
В.Н.
Дружинин считает, что творческая личность может сформироваться, если только человек пройдет через этап эмоционального принятия личности другого творца.
Ссылаясь на мнение Е.А.
Корсунского, авторы концепции предполагают, что выход на третью стадию подражания, в свою очередь, зависит от генетических факторов, наличия фантазии и богатого воображения (в дошкольном возрасте) и развития вербальной памяти и высокого уровня интеллекта в подростковом возрасте.

С нашей точки зрения, данное объяснение является лишь редукцией личностных качеств к когнитивным.
Хотя полностью влияние когнитивных качеств на становление личности исключать нельзя, тем не менее, известно, что становление личности достаточно сложный процесс, включающий, помимо механизма идентификации, и другие механизмы усвоения социального

[стр.,78]

Ссылка на генетические факторы хотя и интересна, но малопродуктивна, так как не рассмотрен механизм этого влияния.
По видимому, для педагогических наук данное направление исследований имеет небольшое значение, так как генетические предпосылки способностей могут лишь выявить ограничения для психического развития, но не дают информации о конструктивных особенностях и закономерностях образовательного и воспитательного процесса.
В целом концепция «активной адаптации» интересна и перспективна.
Она позволяет рассмотреть становление творчества как личностного качества в динамике, увязав его с возрастными и средовыми факторами.
Кроме того, используемый авторами в качестве методологической базы системный подход дает возможность выявить связь творческого мышления с факторами и закономерностями разных уровней организации: индивидного, личностного, социально-средового.

1.3.4.
Когнитивный подход к формированию творческой личности Данный подход сложился в Новое время, и его основу составляет философия рационализма.
Одним из первых, кто выявил и описал основные правила научного творчества, был Рене Декарт
[67].
Он полагал, что, осознавая эти правила и пользуясь ими, человек сможет, не отклоняясь от прямого пути, искать истину.
В дальнейшем это направление исследований стало называться методологическим.
Оно позволило выявить основные требования к научному изучению явлений действительности.
Сегодня ученые и практики значительно расширили понимание познавательной сферы личности.
Она включает как рациональные, так и иррациональные детерминанты поведения и мышления
(3.
Фрейд).
Как пишет один из пионеров когнитивной психологии, Дж.
Брунер, на характер гипотез и их силу влияет история развития и основные склонности личности
[39.С.99].
Это оз

[стр.,79]

начает, что приобретаемый социальный опыт и индивидуальные особенности его усвоения во многом определяет сущность формируемой личности.
В качестве примера данной точки зрения можно привести концепцию современного отечественного психолога М.
А.
Холодной [236].
Основой личности она считает особую организацию индивидуального ментального опыта.
С этой точки зрения компетентность является важнейшим личностным качеством, проявляющимся в таких феноменах, как «талант» и «мудрость».
М.А.
Холодная рассматривает три структурных уровня организации ментального опыта: а) когнитивный опыт ментальные структуры, отвечающие за переработку текущей информации; б) метакогнитивный опыт ментальные структуры, обеспечивающие непроизвольное и произвольное управление ходом собственной интеллектуальной деятельности; в) интенциональный опыт —ментальные структуры, лежащие в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей [236.С.309].
По ее мнению, талантливого человека отличает не просто сформированность формальных мыслительных операций, а иной тип ментального «видения» событий.
Творчество также обусловлено более сложными психологическими механизмами, нежели способность к конвергентному и дивергентному мышлению.
Особое значение для формирования индивидуального ментального опыта имеет явление «кристаллизации» опыта.
М.
А.
Холодная, ссылаясь на исследование Дж.
Уолтерса и X.
Гарднера, считает, что кристаллизация опыта это кардинальная перестройка индивидуального ментального опыта, которая полностью меняет представление субъекта о некоторой предметной области и является толчком к рождению тех или иных творческих идей.
В качестве примера такой кристаллизации она приводит Софью Ковалевскую, которая в возрасте 3-х лет почувствовала страсть к математике, манипулируя цифрами в старых газетах на стенах в комнатах (в доме готовились к ремонту).
Благодаря кристаллизации про

[Back]