Проверяемый текст
Симановский, Андрей Эдгарович; Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников (Диссертация 2003)
[стр. 61]

группой авторов, работающих в том же направлении (И1М;Верткин, Ю.П.Саламатов, М.И.Меерович, Л.И.Шрагина и др.)* Данная теория, известная под названием ТРТЛ (теория развития творческой личности), родилась на базе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Наряду с теоретическими аспектами авторы этих концепций разрабатывали и методические прикладные аспекты обучения техническому творчеству.

Каю пишут Б.Л.Злотин и А.В.Зусман [62], сегодня ТРИЗ позволяет научить каждого решать творческие задачи и, стало быть, дать потенциальную < возможность становления творческой личности.
Г.С.Альгшуллер
и И.М.Верткин [4] выявили 6 качеств, которые необходимо целенаправленно формировать в человеке: 1.
Наличие Большой Достойной цели; 2.
Наличие общих планов достижения, цели, текущего планирования иконтроля выполнения работы; 3.
Высокая работоспособность («трудоголизм»); 4.
Умение решать творческие задачи; 5.
Умение «держать удары» (продолжать работу, несмотря на неудачи, отсутствие признания, трудности и препятствия); 6.
Промежуточная результативность (появление определенных результатов
па промежуточных стадиях работы).
Оценивая данные качества, можно заметить, что они не являются равнозначными.
Наиболее значимым является первое наличие Большой'и Достойной цели.

Это качество, как считает* Г.О.Альтшуллер [4]; возникает благодаря сильному и неожиданному переживанию или впечатлению.
Это переживание он называет «чудо»,
Подобное «чудо», согласно теории развития творческой, личности, может быть организовано для каждого ребенка.
Важную роль в выборе Достойной цели играет знакомство с биографиями выдающихся творческих личностей.
Как пишет Ю.
П.

Саламатов, «преподавателю нужно постоянно искать и анализировать достоверные (а не отлакированные)
[стр. 80]

исходит формирование интенциональных ментальных структур.
Интенцио♦ нальными образованиями являются убеждения, верования, умонастроения.
Они как «ментальный компас» (термин М.А.
Холодной) ориентируют субъекта на ту область предметной действительности, которая в максимальной мере соответствует его интеллектуальному потенциалу.
Важным для творчества является метакогнитивный опыт, так как именно благодаря ему осуществляются «рефлексия», планирование, оценивание, приостановки, предвосхищения разных аспектов работы собственного ума.
Благодаря метакогнитивной осведомленности человек может использовать приемы стимулирования и мобилизации собственного интеллекта и, следовательно, управлять процессами мыслительного творчества.
Автор концепции пишет, что одаренные люди способны осуЩ ществлять непроизвольный интеллектуальный контроль мыслительной деятельности, что объясняет высокую эффективность их интуитивных решений.
При этом они, в случае необходимости, имеют возможность включения и механизмов произвольного интеллектуального контроля («рефлексии») [236.С.311].
К сожалению, данная теория не имеет прикладного, инструментального приложения.
Тем не менее, она обращает наше внимание на значение раннего творческого опыта и расширяет понимание взаимозависимостей качеств творческой личности и ее когнитивной сферы.
На основе когнитивной модели задачу формирование творческой личности также решает теория, разработанная Г.
С.
Альтшуллером и целой группой авторов, работающих в том же направлении (И.М.Верткин, Ю.П.
Саламатов, М.И.
Меерович, Л.И.
Шрагина и др.).
Данная теория, известная под названием
ТРТР (теория развития творческой личности), родилась на базе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Наряду с теоретическими аспектами авторы этих концепций разрабатывали и методические, прикладные аспекты обучения техническому творчеству.

Как пишут Б.Л.
Злотин и A.B.
Зусман [87], сегодня ф ТРИЗ позволяет научить каждого решать творческие задачи и, стало быть, дать 80

[стр.,81]

потенциальную возможность становления творческой личности.
Г.С.

Альтшуллер и И.М.
Верткин [3] выявили 6 качеств, которые необходимо целенаправленно формировать в человеке: 1.
Наличие Большой Достойной цели.
2.
Наличие общих планов достижения цели, текущего планирования и контроля выполнения работы.
3.
Высокая работоспособность («трудоголизм»).
4.
Умение решать творческие задачи.
5.
Умение «держать удары» (продолжать работу, несмотря на неудачи, отсутствие признания, трудности и препятствия).
6.
Промежуточная результативность (появление определенных результатов
на промежуточных стадиях работы).
Оценивая данные качества, можно заметить, что они не являются равнозначными.
Наиболее значимым является первое наличие Большой и Достойной цели.

Не случайно, анализируя проблемы развития ТРИЗ —ТРТЛ, М.С.
Рубин пишет, что центральная проблема ТРТЛ это выбор Достойной цели [191.С.8].
Второе качество является лишь конкретизацией первого и зависит скорее от развития общих интеллектуальных способностей.
Последнее качество шестое, по нашему мнению, вовсе нельзя назвать качеством личности, так как результаты деятельности являются следствием как внутренних, субъективных, так и объективных факторов, подчиняющихся вероятностным закономерностям.
Возникновение Большой и Достойной цели, как считает Г.С.
Альтшуллер [3], происходит благодаря сильному и неожиданному переживанию или впечатлению.
Это переживание он называет «чудо».

Необходимость «чуда», как мы убедились выше, отмечает и М.А.
Холодная («кристаллизация»).
Подобное «чудо», согласно теории развития творческой личности, может быть организовано для каждого ребенка.
Важную роль в выборе Достойной цели играет знакомство с биографиями выдающихся творческих личностей.
Как пишет Ю.П.


[стр.,82]

Саламатов, « преподавателю нужно постоянно искать и анализировать достоверные (а не отлакированные) биографии таких людей...
Необходимо показывать всю драму жизни: героику, гражданское мужество, ошибки, поражения, падения и величие, борьбу с внешними и внутренними обстоятельствами.
Восхождение к великой цели доступно каждому эту главную мысль надо повторять на каждом занятии» [198.С.211].
Второй способ вовлечения личности в творческую деятельность может осуществляться через положительную обратную связь.
Для этого, как считают Б.Л.Злотин и A.B.
Зусман [87], необходимо обучить ребенка решению творческих задач и дать ему почувствовать удовольствие от первых успехов, дать возможность преодолевать трудности и добиваться новых успехов и т.д.
Важную роль в воспитании творческой личности играет жизненная стратегия творческой личности, которая рассматривается Г.С.
Альтшуллером как инструкция, призванная смягчить возможные неудачи и непризнание творческой личности другими людьми.
В ТРТР очень большое значение придают развитию воображения.
Развитое воображение позволяет научиться управлять не только своим сознанием, но и эмоциями, памятью и волей.
М.
Меерович и JL Шрагина [148] выделяют три отличительных особенности педагогического комплекса, направленного на формирование креативности (способности к творчеству), из которых две посвящены развитию творческого воображения: наличие системы проблемных ситуаций, содержащих противоречие.
Решение этих проблем осуществляется по алгоритму решения проблемных ситуаций (АРПС); направленность на развитие воображения как главного компонента творческого мышления; упражнения по развитию воображения выполняются по специально разработанным алгоритмам в соответствии с требованиями системно-функционального подхода, что создает, помимо развивающего, еще и обучающий эффект.

[Back]