Подводя итог когнитивным концепциям формирования творческой^ личности, можно констатировать, что они основной упор делают на специально организованный процесс познания, который позволяет: • выработать стойкую подсознательную установку на творчество; • сформировать необходимые интеллектуальные умения анализа* сложных объектов; • научиться сознательно управлять собственной' интеллектуальной и творческой деятельностью. Таким образом, важнейшее значение в ТРТЛ придается механизмам сознательного самоконтроля, работающим на основе знаний субъекта. 5. М арксистский подход. С 20-х годов XX века господствующей идеологией в России становится философия марксизма, наложившая существенный отпечаток на теорию и практику формирования’ личности и творческих способностей. Многие талантливые психологи и педагоги, искренне веря в скорую победу коммунизма и придерживаясь основных постулатов теории К.Маркса, создавали оригинальные педагогические системы. А.Г.Асмолов, известный отечественный исследователь проблем личности, отмечает, что центр марксистской системы отсчета бытие человека в мире, включающее естественно-исторический процесс становления человечества в ходе преобразования природы и общества [8]. Таким образом, главная идея марксизма заключается в том, чтоличность человека формируется в мире социальных отношений и экономические и культурно-исторические изменения в этом мире оказывают на личность непосредственное влияние. Для психологии и*педагогики личности* наиболее важным следствием теории К.Маркса явился < тезис о том, что образ жизни людей определяет мир этих людей и выступает как способ существования общественных отношений в жизни личности [8]. При этом образ жизни имеет существенное значение для понимания становления индивидуальности человека. Поэтому процесс |
Теория развития творческой личности (ТРТЛ), начиная с развития воображения, переходит на выработку способов анализа сложных систем и проблемных ситуаций. В этом очень большую роль играют знания методологии и алгоритмов такого анализа. Примером может служить алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС), включающий в себя целую систему инструментов: логических, психологических, информационных [245.С.42]. Логический анализ системы выявляет отношения между составляющими ее элементами. Психологические инструменты помогают сломать привычные представления о системе, увидеть ее под новым, неожиданным углом зрения. В результате использования алгоритма для анализа проблем формируется творческий стиль мышления, в основе которого чувствительность к противоречиям, умение отфильтровать нужные данные, поставить задачу и нацелить весь ход анализа проблемы на достижение идеального результата. Подводя итог когнитивным концепциям формирования творческой личности, можно констатировать, что они основной упор делают на специально организованный процесс познания, который позволяет: выработать стойкую подсознательную установку на творчество; сформировать необходимые интеллектуальные умения анализа сложных объектов; научиться сознательно управлять собственной интеллектуальной и творческой деятельностью. Таким образом, важнейшее значение в ТРТЛ придается механизмам сознательного самоконтроля, работающим на основе знаний субъекта. 1.3.5. Проблемный подход к обучению, как средство формированию творческой личности В начале XX становиться популярной философия эмпиризма и прагматизма. Один из лидеров этой философии Д. Дьюи считал, что прагматизм дол83 1.3.6. Марксистский подход к формированию творческой личности С 20-х годов XX века господствующей идеологией в России становится философия марксизма, наложившая существенный отпечаток на теорию и практику формирования личности и творческих способностей. Многие талантливые психологи и педагоги, искренне веря в скорую победу коммунизма и придерживаясь основных постулатов теории К. Маркса, создавали оригинальные педагогические системы. А.Г. Асмолов, известный отечественный исследователь проблем личности, отмечает, что центр марксистской системы отсчета — бытие человека в мире, включающее естественноисторический процесс становления человечества в ходе преобразования природы и общества [13.С.36]. Таким образом, главная идея марксизма заключается в том, что личность человека формируется в мире социальных отношений и экономические и культурно -исторические изменения в этом мире оказывают на личность непосредственное влияние. К. Маркс писал: «...история промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности является раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией...» [138]. Для психологии и педагогики личности наиболее важным следствием теории Маркса явился тезис о том, что образ жизни людей определяет мир этих людей и выступает как способ существования общественных отношений в жизни личности [13.С.45]. При этом образ жизни имеет существенное значение для понимания становления индивидуальности человека, поэтому процесс социализации человека рассматривали не просто как усвоение некоторых знаний, ролей, норм и ценностей, а как формирование индивидуальности. И.И. Резвицкий пишет, что « личность, таким образом, социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования» [184.С. 33]. |