Проверяемый текст
Симановский, Андрей Эдгарович; Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников (Диссертация 2003)
[стр. 65]

комнатах ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку," занимаясь продуктивной творческой деятельностью.
Вторая общая черта вышеописанных педагогических систем воспитания творческой личности использование детского коллектива.
Наиболее ярко эта черта проявилась в методике коллективных творческих дел
И.Ш.Иваиова.
Он считал, что именно коллективная деятельность является основным средством влияния на индивидуальные способности личности.
Каждый человек в творчески работающем коллективе может найти себе занятие по душе, развивая тем самым свои индивидуальные способности.
Также коллективная' деятельность позволяет создать мощное творческое поле, направляя творческую энергию
па социальное творчество во имя служения близким и далеким людям [65].
В.А.Сухомлинский также высоко оценивал роль детского коллектива в, воспитании личности и, следовательно,
в развитии ее креативности [156].
И.П.Волков так же, как и В.А.Сухомлинский, полагает, что творчество сначала должно быть коллективным.
Он предлагает начинать творческую деятельность,
используя фронтальную форму занятия.
Впоследствии учитель уже может использовать самые разные формы занятий, в том числе и индивидуальные, учитывающие конкретные интересы ребенка
[38].
Третьей характерной чертой марксистских систем формирования творческой личности является рефлексивный анализ себя и результатов своей деятельности.
И.П.Иванов предполагал, что в процессе коллективной? аналитико-рефлексивной деятельности повышается* чувство самоценности, гордости за выполненную' работу и происходит осознание своих индивидуальных особенностей.
Поэтому в алгоритм проведения КТД (коллективного творческого дела) он в качестве обязательного этапа включил анализ и рефлексию его результатов.
В.А.Сухомлинский также важное значение придавал рефлексии.
Он писал, что настоящим человек становится, лишь
«когда он научается пристально всматриваться не только в 65
[стр. 90]

от возраста, получают начальную профессиональную подготовку, занимаясь продуктивной творческой деятельностью.
Второй общей чертой вышеописанных педагогических систем воспитания творческой личности является использование детского коллектива.
Наиболее ярко эта черта проявилась в методике коллективных творческих дел
И.П.
Иванова.
Он считал, что именно коллективная деятельность является основным средством влияния на индивидуальные способности личности.
Каждый человек в творчески работающем коллективе может найти себе занятие по душе, развивая тем самым свои индивидуальные способности.
Также коллективная деятельность позволяет создать мощное творческое поле, направляя творческую энергию
на социальное творчество во имя служения близким и далеким людям.
Такими коллективными творческими делами могут стать организация праздников, спортивных мероприятий, акции самоуправления.
Важно, что в коллективных творческих делах принимают участие все ученики школы, учителя, родители.
В.А.
Сухомлинский также высоко оценивал роль детского коллектива в воспитании личности и, следовательно,
его творческих способностей.
Он писал: «Способность быть судьей собственной души, способность стремиться к нравственной красоте и величию вырабатывается только в коллективе» [217].
С точки зрения В.А.
Сухомлинского, коллектив необходим для того, чтобы в процессе деятельности ученик чувствовал бы ответственность за другого человека, за коллектив, за какое-то дело.
Ответственность заставляет личность проявлять максимум способностей и тем самым позволяет максимально реализовать себя.
По мере развития индивидуальности влияние коллектива на личность снижается.
В связи с этим Сухомлинский считал, что наряду с воздействием через коллектив педагог должен сохранять с учеником и личные, доверительные отношения.
И.П.
Волков также, как и В.А.
Сухомлинский, полагает, что творчество сначала должно быть коллективным.
Он предлагает начинать творческую дея


[стр.,91]

тельность, используя фронтальную форму занятия.
Впоследствии учитель уже может использовать самые разные формы занятий, в том числе и индивидуальные, учитывающие конкретные интересы ребенка
[201].
Третьей характерной чертой марксистских систем формирования творческой личности является рефлексивный анализ себя и результатов своей деятельности.
И.П.
Иванов предполагал, что в процессе коллективной аналитико рефлексивной деятельности повышается чувство самоценности, гордости за выполненную работу и происходит осознание своих индивидуальных особенностей.
Поэтому в алгоритм проведения КТД (коллективного творческого дела) он в качестве обязательного этапа включил анализ и рефлексию его результатов.
В.А.
Сухомлинский также важное значение придавал рефлексии.
Он писал, что настоящим человек становится лишь
тогда, «когда он научается пристально всматриваться не только в окружающий мир, но и в самого себя, когда он стремится познать не только вещи и явления вокруг себя, но и свой внутренний мир...»[217].
Для организации рефлексивного анализа Сухомлинский предлагал проводить коллективные диспуты и дискуссии на темы, связанные с саморазвитием личности, создавал атмосферу самовыражения, в которой учащиеся «с изумлением и восхищением» видели «творение своих рук» и находили в нем «самого себя».
Он писал, что воспитанник должен сделать для себя своеобразное открытие: «Моральное достоинство человека, его место в обществе, успехи в труде находят свое проявление в общественном признании».
Таким образом, рефлексия становится своеобразной наградой, поощрением творческой деятельности, способствует формированию положительного самовосприятия и побуждает к продолжению творчества.
1.4.
Основные подходы к анализу образовательной среды Мало кто сомневается, что в развитии способностей решающую роль играет среда, в которой человек живет и воспитывается.
Однако в отношении

[Back]