Проверяемый текст
Симановский, Андрей Эдгарович; Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников (Диссертация 2003)
[стр. 67]

1.4.
МОДЕЛИ УЧЕБН О ГО П РО Ц ЕССА, СП О СО БСТВУЮ Щ ИЕ РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ На основе анализа практики организации учебного процесса во многих образовательных учреждениях России, поставивших целью сформировать творческие способности учащихся, в данной' работе мы выделили три основные модели: « • модель дополнительного творческого образования; • модель обогащающего образования; • модель сопровождающего образования.
Эти модели
различаются количеством и степенью изменений, которые должны быть произведены и,
главное, являются преемственными.
Минимальные изменения организационной структуры образовательного учреждения производятся в модели дополнительного творческого образования,
которая осуществляется, за счет включения в образовательный процесс дополнительных занятий, чаще организуемых как кружки и студии во вторую половину дня.
Иногда некоторые занятия включаются в учебный план школы в качестве школьного компонента, в форме уроков развития
креативности учащихся.
Отличительная особенность модели дополнительного творческого образования в том, что она практически не затрагивает форму и содержание основного учебного процесса.
Более существенные изменения должны быть произведены при организации модели обогащающего образования.
Помимо дополнительных занятий, которые здесь также имеют место, в этой модели меняется форма организации учебного процесса и содержание учебного материала.

Учебный материал обогащается интересными, творческими заданиями, предлагаются новые формы контроля развития ребенка, его продвижения в новом, обогащенном материале.
Модель сопровождающего образования вбирает в себя все формы работы предыдущих моделей, но дополняется возможностями выбора
67
[стр. 145]

ких когнитивных и личностных референтов креативного уровня интеллектуальной активности, на наш взгляд, не позволяет говорить о природе и механизмах этого уровня.
Могут быть самые различные модели объяснения описанной феноменологии.
В наших экспериментах случалось, что при исследовании интеллекта некоторые испытуемые отказывались от дальнейшего решения задач из —за сильной тревожности и неуверенности в своих силах.
При этом многие из них давали именно такие мотивировки, которые описаны Д.Б.
Богоявленской: «Я хочу найти дополнительные способы решения»; « Меня заинтересовали ваши задачи, и я хочу подумать над ними еще».
С нашей точки зрения, постановка новой интеллектуальной цели может являться формой защитного поведения, уходом от решения задач и поэтому не может расцениваться как «героизм познания».
Мы не отвергаем возможность сильного мотива познания, но считаем, что для дифференциации феноменологически сход-' ных случаев требуется понимание когнитивных и личностных механизмов описываемого явления.
1*8.
Организация учебного процесса с целью формирования способности к интеллектуальному творчеству На основе анализа практики организации учебного процесса во многих образовательных учреждений, поставивших цель сформировать способность к интеллектуальному творчеству, мы выявили три основные модели: -модель дополнительного творческого образования; -модель обогащающего образования; -модель сопровождающего образования.
Эти модели различаются количеством и степенью изменений, которые должны быть произведены, и
являются преемственными, поэтому их можно рассматривать как стадии развития организационной структуры образовательного учреждения.


[стр.,146]

Минимальные изменения организационной структуры образовательного учреждения производятся в модели дополнительного творческого образования, которая осуществляется за счет включения в образовательный процесс дополнительных занятий, чаще организуемых как кружки и студии во вторую половину дня.
Иногда некоторые занятия включаются в учебный план школы в качестве школьного компонента, в форме уроков развития
творческой способности (РТС).
Отличительная особенность модели дополнительного творческого образования в том, что она практически не затрагивает форму и содержание основного учебного процесса.
Более существенные изменения должны быть произведены при организации модели обогащающего образования.
Помимо дополнительных занятий, которые здесь также имеют место, в этой модели меняется форма организации учебного процесса и содержание учебного материала.
Учебный материал обо-* гащается интересными, творческими заданиями, предлагаются новые формы контроля развития ребенка, его продвижения в новом, обогащенном материале.
Модель сопровождающего образования вбирает в себя все формы работы предыдущих моделей, но дополняется возможностями выбора
каждым уча-.щимся индивидуальной траектории развития его способностей.
Это становится возможным в ситуациях свободного выбора уровня трудности задания, рефлексивного анализа учащимися процесса своего решения творческих заданий и промежуточных результатов.
Такие ситуации позволяют учащимся самоопределиться и выбрать подходящий для каждого критерий трудности конечного результата.
Периодическая координация всех этапов решения заданий позволяет взрослому организовать работу с детьми с разным уровнем развития способностей, подстраивая требования творческих заданий к уровню развития ребёнка.
Таким образом, у учащихся появляется возможность выстраивания индивидуальной траектории развития его способностей.
146

[стр.,207]

проблема влияния на творчество личностных, эмоциональных и социальных факторов.
На основе анализа практики организации учебного процесса во многих образовательных
учреждений, поставивших цель сформировать способность к интеллектуальному творчеству, были выявлены три основные организационные модели построения образовательного процесса: -модель дополнительного творческого образования; -модель обогащающего образования; -модель сопровождающего образования.
Эти модели
были рассмотрены как стадии развития организационной структуры образовательного учреждения.
Минимальные изменения организационной структуры образовательного учреждения производятся в модели дополнительного творческого образования,
осуществляемой за счет включения в образовательный процесс дополнительных занятий (кружков или уроков).
Отличительная особенность модели дополнительного творческого образования в том, что она практически не затрагивает форму и содержание основного учебного процесса.
Более существенные изменения должны быть произведены при организации модели обогащающего образования.
Помимо дополнительных занятий, которые здесь также имеют место, в этой модели меняется форма организации учебного процесса и содержание учебного материала,
который обогащается интересными, творческими заданиями, предлагаются новые формы контроля развития ребенка, его продвижения в новом, обогащенном материале.
Модель сопровождающего образования вбирает в себя все формы работы предыдущих моделей, но дополняется возможностями выбора
каждым учащимся индивидуальной траектории развития его способностей.
Это становится возможным в ситуациях рефлексивного анализа учащимися процесса своего решения творческих заданий, промежуточных результатов и планирования дальнейших действий.
Такие ситуации позволяют учащимся самоопределиться 207

[Back]