Проверяемый текст
Двинская, Светлана Алексеевна; Состояние метаболических функций легких при пневмонии у лиц с наркотической зависимостью (Диссертация 2004)
[стр. 17]

Таким образом, анализ влияния опиатов на функции митохондрий 4 позволяет не только установить феномен нарушения этими веществами работы основной «энергетической станции» клетки, но и раскрывает механизм взаимодействия молекул опиатов с конкретными компонентами митохондриальных ферментных систем, что помогает объяснить4 молекулярные механизмы действия этих наркотиков на другие биохимические процессы.
Первичная тканевая гипоксия, развивающаяся в результате угнетения тканевого дыхания опиатами вызывает метаболические сдвиги, затрагивающие различные процессы: энергетику клетки, катаболизм и анаболизм белков,
углеводов и липидов.
Белковый обмен.
Известно, что при гипоксических состояниях в связи со снижением уровня АТФ усиливается катаболизм белковых молекул и аминокислот, сопровождающийся активированием аминотрансфераз
[101, 132, 66].
Синтез белка в условиях низкого содержания клеточного АТФ4 снижен в различных тканях печени, головном мозге, почках, мышцах [27, 6В].
Но влияние наркотических веществ на данный процесс неоднозначно.
В большинстве отечественных и зарубежных исследований оценка метаболического статуса представлена у экспериментальных животных при моделировании у них наркотической зависимости.
Установлено
повышение синтеза высокомолекулярных синаптических белков при хроническом введении морфина крысам[167].
Показано, что через 1 час после введения морфина (130 мг/кг) синтез растворимых белков в стволе мозга крыс тормозится, а затем усиливается.
У животных с наркотической зависимостью стимуляция белкового синтеза в стволе мозга под действием морфина более выражена.

По данным других авторов [151, 167], введение морфина уменьшает скорость синтеза белка в печени и почти не изменяет ее в мозге, при этом синтез белка тормозится на этапе элонгации полипептидной цепи.
Некоторые исследователи
[180] отмечают, что при введении животным морфина (в/м, от 5 до 100 мг/кг в сутки в течение 5 недель) почти в два раза увеличивается удельная радиоактивность белков в сыворотке крови и
[стр. 16]

Действие морфина и его производных на окислительное фосфорилирование в митохондриях не ограничивается только блокированием ферментов митохондриальной мембраны.
В присутствии опиатов дезорганизация митохондрий приводит к увеличению калиевой проницаемости и к выходу этих ионов из органелл в среду.
Ионы калия регулируют осмотическое давление, состояние заряженности мембран и степень сопряжения в системе окислительного фосфорилирования.
В митохондриях имеется эндогенная система, регулирующая содержание в них ионов калия: система Сафосфолипаза А2 лизокардиолипин.
Собственно агентом, увеличивающим калиевую мембранную проницаемость, является лизокардиолипин, который образуется из кардиолипина фосфолипидов мембраны митохондрий под действием присутствующей в ней фосфолипазы А2.
Активность данного фермента резко повышается при увеличении концентрации свободного кальция.
Установлена четкая конкуренция между I морфином и ионами Са за места связывания в мембранных структурах [70].
Таким образом, анализ влияния опиатов на функции митохондрий
позволяет не только установить феномен нарушения этими веществами работы основной «энергетической станции» клетки, но и раскрывает механизм взаимодействия молекул опиатов с конкретными компонентами митохондриальных ферментных систем, что помогает объяснить молекулярные механизмы действия этих наркотиков на другие биохимические процессы.
Первичная тканевая гипоксия, развивающаяся в результате угнетения тканевого дыхания опиатами, вызывает метаболические сдвиги, затрагивающие различные процессы: энергетику клетки, катаболизм и анаболизм белков,
липидов и углеводов.
Белковый обмен Известно, что при гипоксических состояниях, в связи со снижением уровня АТФ, усиливается катаболизм белковых молекул и аминокислот, сопровождающийся активированием аминотрансфераз
[57].
Синтез белка в

[стр.,17]

условиях низкого содержания клеточного АТФ снижен в различных тканях печени, головном мозге, почках, мышцах [69, 26].
Но влияние наркотических веществ на данный процесс неоднозначно.
В большинстве отечественных и зарубежных исследований оценка метаболического статуса представлена у экспериментальных животных при моделировании у них наркотической зависимости.
Установлено
[166] повышение синтеза высокомолекулярных синаптических белков при хроническом введении морфина крысам.
Показано, что через 1 час после введения морфина (1304 мг/кг) синтез растворимых белков в стволе мозга крыс тормозится, а затем усиливается.
У животных с наркотической зависимостью стимуляция белкового синтеза в стволе мозга под действием морфина более выражена.

Добавление морфина к бесклеточной системе, выделенной из мозга контрольных и хронически получавших морфин мышей, не оказывало влияния на биосинтез белков, но полисомы из мозга мышей, получавших наркотик, более активно участвовали в синтезе белка по сравнению с полисомами мозга контрольных животных [166].
По данным других авторов [150], введение морфина уменьшает скорость синтеза белка в печени и почти не изменяет ее в мозге, при этом синтез белка тормозится на этапе элонгации полипептидной цепи.
Некоторые исследователи
[82] отмечают, что при введении животным морфина (в/м, от 5 до 100 мг/кг в сутки в течение 5 недель) у них почти в два раза увеличивается удельная радиоактивность белков в сыворотке крови и скелетных мышц.
При этом биосинтез белка в мозге под действием морфина усиливается на 32%, а в почках на 17%.
В печени, сердце и селезенке крыс, получавших морфин, не обнаружено достоверных изменений биосинтеза белка по сравнению с контрольными животными.
Необходимо отметить, что при введении морфина наблюдаются идентичные изменения процесса аминоацилирования т-РНК, как и под влиянием этанола [82].
В связи с этим не исключено, что существует определенная направленность в характере влияния этанола и морфина на начальный этап биосинтеза белка и наличие общих звеньев в механизме

[Back]