Проверяемый текст
Стаценко, Роман Александрович; Российская высшая школа под воздействием общественных перемен (Диссертация 2004)
[стр. 71]

динамично развивающемся мире высшая школа стала средством удовлетворения образовательных запросов личности, повышения образовательного, культурного и научно-профессионального уровня общества, формирования «интеллектуальной элиты».
Сложилось понимание того, что для стимулирования экономического роста необходимо значительное и существенное расширение высшего образования.
Подобный взгляд привел к интенсивному росту числа студентов, особенно в странах с быстро развивающейся экономикой, высоким техническим уровнем производства.117В
СССР, напротив, в 1985-1991 годах происходило прямо противоположное — сокращение общей численности студенчества и его удельного веса в составе населения страны.
В условиях сокращения финансирования высшей школы крайне непростая ситуация в 1985-1991 годах складывалась и в сфере укрепления ее материально-технической базы.
С одной стороны, руководящие партийные и государственные органы страны формально провозгласили отказ от «остаточного принципа» финансирования социальной сферы.
Однако многие проблемы оставались нерешенными, что признавалось на самом высоком уровне.
Например, в докладе на февральском Пленуме ЦК КПСС (1988 г.) «О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по
ее обновлению» член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС Е.
К.

Лигачев отмечал, что «физическое и моральное старение материальнотехнической базы высшей школы идет быстрее, чем обновление.
Из
года в год, десятилетиями срываются планы сооружения вузовских объектов.
Это касается, прежде всего, Москвы и Ленинграда, где сосредоточена значительная часть вузовского потенциала.
Более десяти лет черепашьими темпами возводятся в Москве корпуса для педагогического института
1,7 См.: Саркисов П.
Д.
Новые подходы к организации высшей школы // Высшее образование в России.
1997.
№ 3.
С.
24.

71 ТТЙ
[стр. 74]

Таблица JV«2.
Д инамика изменения числа студентов в некоторых странах за 1980-1990 гг.
на 10 тыс.
чел.
населения1 Страна Число студентов на 10тыс.
населений ' .
1980 г.
1990 г.
США 531.1 559.1 •Канада 403.5 510.2 1Аргентина I74.I 329.3 Венесуэла 204.4 284.7 Уругвай 133.8 231.5 Корея 169.8 389.9 Израиль 250.4 279.0 Япония 206.5 232.8 Австрия 181.2 266.8 Бельгия 211.1 272.5 I Германия 198.7 281.0 Италия 198.1 251.9 Нидерланды 254.5 294.6 Россия 219 190 Как видно из таблицы № 2, во всех представленных здесь государствах (причём не только тех, которые относятся к числу стран с наиболее развитой экономикой), наблюдался рост показателя числа студентов на 10 тыс.
чел.
населения, во многих случаях весьма значительный.
Этой общей тенденции противоречило падение значения этого показателя в нашей стране за тот же период времени.
По нашему мнению, данные таблицы свидетельствуют о том, что в большинстве стран мира уже в 80-х гг.
XX в.
сформировался совершенно иной взгляд на место и роль системы высшей школы в обществе, чем тот, который законсервировался в Советском Союзе во времена господства финансирования социальной сферы (включая высшую школу) по "остаточному принципу".
Речь идёт не о декларативных заявлениях о важности высшей школы, а о реальном отношении к её развитию.
В динамично развивающемся мире высшая школа стала средством удовлетворения образовательных запросов личности, повышения образовательного, культурного и научнопрофессионального уровня общества, формирования "интеллектуальной элиJ Высшее образование в России -1997.
-№ 3.
С.
17.


[стр.,75]

ты".
Сложилось понимание того, что для стимулирования экономического роста необходимо значительное и существенное расширение высшего образования.
Подобный взгляд привел к интенсивному росту числа студентов, особенно в странах с быстро развивающейся экономикой, высоким техническим уровнем производства1.

Как уже отмечалось одной из причин того, что в нашей стране наблюдался обратный процесс» являлось снижение привлекательности высшего образования в глазах тогдашней молодежи в рассматриваемый нами исторический период.
Во многом по этой причине только в 1990 г.
выпуск специалистов сократился по сравнению с 1989 г.
на целых 8 % (по дневной форме обучения на 10,5 %), а с 1980 по 1992 гг.
общая численность студентов уменьшилась на 409 тыс.
чел., или примерно на 13 %.
Ведь если в 1987 г.
41 % старшеклассников намеревались поступить в вуз, то в 1991 г.
уже только 28 % старшеклассников собирались продолжить обучение в высшем учебном заведении.
"Девальвация" высшего образования» основы которой были заложены ещё в конце 1970-х начале 1980-х гг., в полной мере проявилась в середине 1980-х-начале 1990-х гг.
Все эти противоречащие общемировым тенденциям процессы логично связать с экономическим спадом и общей кризиспой ситуацией в стране.
Однако мировой опыт свидетельствует и о том, что экономическим спадам далеко не всегда сопутствует свертывание высшего образования.
Высшая школа в этих ситуациях может и должна, во-первых, формировать новые высококвалифицированные кадры для будущего состояния экономики с ее структурными технологическими, социальными и иными новациями, во-вторых, служить социальным амортизатором для нарастающей безработицы молодежи й, в-третьих, выполнять функцию сохранения культурнообразовательного и научного потенциала нации.
Эти функции отечественной 75 1 См : Саркисов П.
Д.
Новые подходы к организации высшей школы // Высшее образование в России.
-1997.
-№ 3.
С.
24.


[стр.,82]

блемы оставались нерешёнными.
Например, в докладе на февральском Пленуме ЦК КПСС (1988 г.) "О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по
её обновлению" член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС Е.
К.

Лигачёв отмечая, что "физическое и моральное старение материально-технической базы высшей школы идет быстрее, чем обновление.
Из
гола в год, десятилетиями срываются планы сооружения вузовских объектов.
Эго касается, прежде всего, Москвы и Ленинграда, где сосредоточена значительная часть вузовского потенциала.
Более десяти лет черепашьими темпами возводятся в Москве корпуса для педагогического института
имени В.
И.
Ленина.
Допущено большое отставание в Ростове-на-Дону, Казани, Перми.
Почти двадцать лет, вместо семи по нормативу, возводится комплекс учебных зданий Пермского политехнического института"1.
Правда, здесь акцент сделан в основном на недостатках предыдущего, "доперестроечного1' периода.
О схожих проблемах, но уже текущего периода более определённо высказался в интервью газете "Правда"2 председатель Государственного комитета СССР по народному образованию Г.
Л.
Ягодин, который указал на то, что вузы реально получали лишь 70 %, в лучшем случае 75-85 % выделявшихся на их нужды средств.
Г.
А.
Ягодин отмечал и недостаток средств у строительных организаций, которые должны были осуществлять постройку учебно-лабораторных зданий, в результате чего деньги, предназначенные для вузов, "становились бумагой”, не будучи воплощёнными в здания, компьютерные аудитории, лаборатории, библиотеки.
Кроме того, тогдашний председатель Государственного комитета СССР по народному образованию указал на ещё одну существенную проблему.
По его словам, в высших учебных заведениях на каждого студента имелось оборудования на 2,3 тыс.
руб.
В вузах, которые располагали лучшими материальными и техническими возможностями (например, авиационного профиля) на 10 тыс.
руб.
В то время как 1Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 17 18 февраля 1988 г.
М.: Политиздат, 1988." С.
31.
2Правда.
1988.
16 марта.
82

[Back]