Проверяемый текст
Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса.( Очерки теории и методов исследования). М.: Наука, 2001. - 114 с.
[стр. 22]

С конца 1950-х годов стали проводиться исследования, выявившие взаимосвязь переселений и приживаемости мигрантов.
Такого рода связи были описаны еще в переселенческой литературе
девятнадцатого века, а во второй половине двадцатого века они были осмыслены вновь, на основе современного по тому времени эмпирического материала.
Разработка концепции трехстадииности миграционного процесса приходится на последнюю треть двадцатого века.
Наиболее близко к пониманию концепции трехстадийности миграционного процесса подошла Л.Л.
Шамилева, которая отмечала, что миграционный процесс проходит в своем развитии стадию потенциальной миграции, стадию непосредственного акта миграции
стадию,и характеризующую последствия миграционных процессов[169].
Основные положения этой концепции появились в конце 1970-х г.г., а в сравнительно завершенном виде она была опубликована в конце 1980-х г.г.
Л.Л.
Рыбаковский предлагает следующие принципиальные положения концепции трехстадийности миграционного процесса[130].
Во-первых, миграционная подвижность (мобильность) и миграционное перемещение (переселение) рассматриваются как два, хотя и взаимосвязанных,
но разных по своей сути явления: первое как способность (готовность) к миграции (установка), второе как акт перемещения, реализация установки на миграцию.
С определением различий между этими двумя явлениями и адекватными им понятиями, связано привнесение в миграционную проблематику социологических знаний, в частности, представлений о прожективном и реальном поведении, о намерениях и их реализации, причем реальность последней поставлена в зависимость, как от личностных характеристик, так и ситуативных параметров.
Во-вторых, произошел отказ от одностороннего понимания процесса взаимодействия человека с новыми для него социальной средой и природногеографическими условиями.
Углубление знаний о приживаемости населения в районах вселения, выделение из этого процесса адаптации как ее органического
22
[стр. 16]

процесса: процесса выбытия населения из одного пункта (района), прибытия населения в другой пункт (район) или определенного потока переселений.
Но если территориальных совокупностей людей, между которыми происходит миграционный обмен, больше двух, то процессы выбытия, прибытия и переселений структурно и количественно отличны друг от друга.
Вместе с тем для каждой территориальной совокупности людей миграционный процесс выступает как двоякое движение, т.е.
как поток выбытий и как поток прибытий.
Двусторонность миграционного процесса обусловлена не тем, что в местах вселения действуют силы притяжения, а в районах выхода силы выталкивания (те и другие имеются в каждом районе), а тем, что миграционный процесс это взаимодействие двух противоположно направленных относительно однородных серий событий.
Однако если для территориальных совокупностей людей миграционный процесс представляется как серия прибытий, серия выбытий и их взаимодействие, конечным результатом которого является миграционное сальдо, то совсем иначе это выглядит для самих участников миграции.
Последнее связано с тем, что для мигранта событием является не начало (выбытие) или конец (прибытие) миграционного перемещения, а само переселение, т.е.
смена постоянного места жительства.
Поэтому при рассмотрении миграции, во-первых, со стороны территориально локализованных совокупностей людей и, во-вторых, со стороны участников переселений в понятие миграционное событие вкладывается различный смысл.
По-разному может быть представлен и миграционный процесс.
С формальной стороны миграционный процесс это зафиксированная в пространстве и времени серия миграционных событий.
Эта фиксация осуществляется в момент регистрации мигрантов на новом и старом местах жительства.
В прошлом эта операция называлась выпиской выбывающего и пропиской прибывающего населения.
Каждое единичное переселение фиксируется дважды: сначала как факт выбытия и затем как факт прибытия.
То и другое событие и во времени и территориально разобщены.
Но если рассматривать миграционный процесс не с формальной стороны, а по существу, то он представляет собой совокупность собственно переселений.
Формальные вехи (фиксация выбытия и фиксация прибытия) делят миграционный процесс на три стадии (фазы): исходную, основную и заключительную.
Заметим, что понятие "стадия" шире, чем понятие "фаза".
Стадия это не только определенный момент в ходе развития, но и этап, имеющий свои качественные особенности.
Поэтому именно этот термин наиболее приемлем для характеристики трех различных составных частей миграционного процесса.
Разработка концепции трехстадийности миграционного процесса приходится на последнюю треть ХХ в.
В сравнительно завершенном виде она была опубликована в конце
80-х годов (115), хотя основные ее положения увидели свет в конце 70-е годов.
(37).
Уже с конца 50-х годов стали проводиться исследования, выявившие взаимосвязь переселений и приживаемости мигрантов.
Такого рода связи были описаны еще в переселенческой литературе
Х1Х века.
Во второй половине ХХ века они были осмыслены вновь, на основе современного по тому времени эмпирического материала.
В очередной раз была подтверждена старая истина: степень новизны в науке определяется мерой забывчивости.
Наиболее близко к пониманию концепции трехстадийности миграционного процесса подошла Л.Л.
Шамилева, которая отмечала, что миграционный процесс проходит в своем развитии стадию потенциальной миграции, стадию непосредственного акта миграции
и стадию, характеризующую последствия миграционных процессов (149).
С поправкой на то, что последствия миграционных процессов (результаты территориального движения населения) много шире приживаемости новоселов, а потенциальная миграция является лишь одним из аспектов миграционной подвижности, можно эту схему принять как предшествующую концепции трехстадийности миграционного процесса.
Принципиальные положения концепции трехстадийности миграционного процесса
можно

[стр.,17]

свести к следующим.
Во-первых, миграционная подвижность (мобильность) и миграционное перемещение (переселение) рассматриваются как два, хотя и взаимосвязанных,
но разных по своей сути явления: первое как способность (готовность) к миграции (установка), второе как акт перемещения, реализация установки на миграцию.
С определением различий между этими двумя явлениями и адекватными им понятиями, связано привнесение в миграционную проблематику социологических знаний, в частности, представлений о прожективном и реальном поведении, о намерениях и их реализации, причем реальность последней поставлена в зависимость как от личностных характеристик, так и ситуативных параметров.
Во-вторых, произошел отказ от одностороннего понимания процесса взаимодействия человека с новыми для него социальной средой и природно-географическими условиями.
Углубление знаний о приживаемости населения в районах вселения, выделение из этого процесса адаптации как ее органического
компонента и придание ей предметной направленности, позволило миграцию населения рассматривать как процесс, имеющий завершенный характер.
В-третьих, вычленение из переселения его стержневой части миграционного потока, позволило показать отличие миграционного оборота от числа участников процесса.
Совокупный поток предстал как некое множество прямых и обратных миграционных перемещений, структурированных по личностным и географическим характеристикам.
В конечном счете миграционные потоки связали воедино всю совокупность районов выхода и вселения, что создало основу для формирования региональных индикаторов миграционных связей.
Таким образом, любой завершенный миграционный процесс состоит из трех стадий: -исходной, или подготовительной стадии, представляющей процесс формирования территориальной подвижности населения; -основной стадии, или собственно переселения населения, миграционных потоков; -заключительной, или завершающей стадии, выступающей как приживаемость мигрантов на новом месте.
Отдельные стадии миграционного процесса тесно связаны между собой.
Мигрант это будущий новосел в период его территориального перемещения, а новосел это бывший мигрант в период его обустройства и адаптации в районе вселения.
Связаны и крайние стадии процесса.
Так, новоселы, обладая повышенной миграционной активностью, т.е.
способностью к переселениям, в значительной мере являются и потенциальными мигрантами.


[стр.,100]

Принципиальные положения Концепции.
Они сводятся, во-первых, к разделению таких понятий как готовность к миграции (мобильность) и переселение, реализация этой готовности.
С этими понятиями связано привнесение в миграционную проблематику социологических знаний, в частности, представлений о прожективном и реальном поведении; во-вторых, к отказу от одностороннего понимания процесса взаимодействия человека с новыми для него социальной средой и природно-географическими условиями; в-третьих, в вычленении из всего процесса его срединной части миграционных потоков, совокупность которых представляет некое множество прямых и обратных перемещений, структурированных по личностным и географическим характеристикам.
Приживаемость новоселов.
Та стадия миграционного процесса, начало которой в превращении мигранта в новосела, а конец в переходе новосела в состав старожилов, т.е.
постоянного населения конкретной территории.
Это не только процесс приспособления человека к новым условиям обитания (адаптация), но и приспособление условий жизни к потребностям человека (обустройство).
Адаптация новоселов.
Приспособление организма к условиям среды.
Нет адаптации вообще, она всегда носит предметный характер: адаптация мигрантов, рабочих на новых местах, новобранцев и др.
Адаптация мигрантов в сфере приживаемости включает: приспособление новосела к новой социально-демографической среде того места, куда вселился мигрант; к статусной специфике населенных мест (наиболее трудно проходит при миграции населения из сел в города, особенно крупные и крупнейшие); и к новым природно-географическим условиям.
Генетическая структура населения.
Это соотношение между лицами, родившимися в данной местности, и теми, кто туда вселился из других местностей, и выделение среди приезжих (в прошлом мигрантов) групп в зависимости от времени вселения.
Постоянное население.
К нему относятся коренное население данной территории, веками обитавшее там, адаптировавшееся к местным условиям; взрослое население из числа местных уроженцев всех поколений и их дети; приезжее население из других районов и их дети, если это население прожило в районе примерно 10 лет, в результате чего его миграционная подвижность стала такой же как и у местных уроженцев.
Условия -факторы -причины миграции.
Условия это все компоненты окружающей среды: естественной и социальной.
Факторы это лишь определенные компоненты объективных условий, их часть.
Набор этих компонентов определяется сущностью явления.
Быть или не быть тому или иному компоненту (естественному или социальному), окружающих человека условий, фактором, всецело зависит от природы конкретных явлений.
Для социальных процессов фактор и причина не тождественные понятия.
Причина это особая форма отношений между объективным и субъективным: факторами и потребностями.
Собственно потребности определяют круг тех объективных условий (компонентов), которые выступают факторами конкретных социальных процессов.
КИМСы.
Межрайонные связи характеризуются, прежде всего, мощностью миграционных потоков, зависящих от численности населения территорий, между которыми происходит обмен, и от их местоположения.
Результат этого обмена выражается в сольдо миграции или с помощью коэффициентов результативности миграционных связей ( КРМС).
Это отношение чисел выбывших к числам прибывших в промилле для любой пары районов.
Интенсивность миграционного обмена, не зависящая от численности населения как районов выхода, так и мест вселения, определяется с помощью коэффициентов интенсивности миграционных связей (КИМС).
Они рассчитываются делением структуры миграционных потоков всех районов выхода на структуру их численности населения (без населения района вселения).
Средняя величина КИМС всегда равна единице.

[Back]