Проверяемый текст
Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса.( Очерки теории и методов исследования). М.: Наука, 2001. - 114 с.
[стр. 23]

компонента и придание ей предметной направленности, позволило миграцию населения рассматривать как процесс, имеющий завершенный характер.
В-третьих, вычленение из переселения его стержневой части миграционного потока, позволило показать отличие миграционного оборота от* числа участников процесса.
Совокупный поток предстал как некое множество прямых и обратных миграционных перемещений, структурированных по личностным и географическим характеристикам.
В конечном счете, миграционные потоки связали воедино всю совокупность районов выхода и вселения, что создало основу для формирования региональных индикаторов миграционных связей.

Из изложенного выше следует, что любой завершенный миграционный процесс состоит из трех стадий: -исходной, или подготовительной стадии, представляющей процесс формирования территориальной подвижности населения; -основной стадии, или собственно переселения населения, миграционных потоков; -заключительной, или завершающей стадии, выступающей как приживаемость мигрантов на новом месте.
*
Человеческое поведение, в том числе и в сфере миграции5 детерминируется двумя основными факторами внутренней системой потребностей и внешней средой, т.е.
субъективными и объективными
отмечала причины миграции лежат в закономерностях развития производства и в потребностях, интересах, стремлениях людей, что формирование намерений мигрировать зависит, с одной стороны, от внешних стимулов, а с другой от особенностей индивида[41].
Такой же подход и в работах Д.И.
Валентея, по мнению которого, комплекс причин миграции обусловливается и требованиями производства, и территориальными различиями в уровне жизни населения, и потребностями личности[14].
Опираясь на положение С.Л.
Рубинштейна о том, что внешние причины действуют через внутренние условия, А.Н.
Леонтьев
23
[стр. 17]

свести к следующим.
Во-первых, миграционная подвижность (мобильность) и миграционное перемещение (переселение) рассматриваются как два, хотя и взаимосвязанных, но разных по своей сути явления: первое как способность (готовность) к миграции (установка), второе как акт перемещения, реализация установки на миграцию.
С определением различий между этими двумя явлениями и адекватными им понятиями, связано привнесение в миграционную проблематику социологических знаний, в частности, представлений о прожективном и реальном поведении, о намерениях и их реализации, причем реальность последней поставлена в зависимость как от личностных характеристик, так и ситуативных параметров.
Во-вторых, произошел отказ от одностороннего понимания процесса взаимодействия человека с новыми для него социальной средой и природно-географическими условиями.
Углубление знаний о приживаемости населения в районах вселения, выделение из этого процесса адаптации как ее органического компонента и придание ей предметной направленности, позволило миграцию населения рассматривать как процесс, имеющий завершенный характер.
В-третьих, вычленение из переселения его стержневой части миграционного потока, позволило показать отличие миграционного оборота от числа участников процесса.
Совокупный поток предстал как некое множество прямых и обратных миграционных перемещений, структурированных по личностным и географическим характеристикам.
В конечном счете миграционные потоки связали воедино всю совокупность районов выхода и вселения, что создало основу для формирования региональных индикаторов миграционных связей.

Таким образом, любой завершенный миграционный процесс состоит из трех стадий: -исходной, или подготовительной стадии, представляющей процесс формирования территориальной подвижности населения; -основной стадии, или собственно переселения населения, миграционных потоков; -заключительной, или завершающей стадии, выступающей как приживаемость мигрантов на новом месте.
Отдельные стадии миграционного процесса тесно связаны между собой.
Мигрант это будущий новосел в период его территориального перемещения, а новосел это бывший мигрант в период его обустройства и адаптации в районе вселения.
Связаны и крайние стадии процесса.
Так, новоселы, обладая повышенной миграционной активностью, т.е.
способностью к переселениям, в значительной мере являются и потенциальными мигрантами.


[стр.,47]

схему: факторы причины явление.
Здесь причина промежуточное звено между фактором и действием.
Помимо двух основных типов явлений, отличающихся характером взаимосвязи с факторами, имеется еще смешанный тип.
В качестве примера можно назвать производственно-экономические процессы, сочетающие в себе вещественные и личностные элементы.
Поэтому в одних случаях фактор воздействует на процесс непосредственно, тогда как в других опосредованно, через сознание.
Например, повышение производительности труда может быть достигнуто непосредственным внедрением более совершенных машин и механизмов, но может быть получено и на основе роста сознательного отношения к труду, внедрения более рациональных систем оплаты труда.
Здесь в наборе оказываются факторы обоих типов.
Итак, фактор можно определять и как движущую силу, и как движущую силу и причину одновременно: все зависит от того, к каким процессам, явлениям это относится.
При изучении миграционных процессов, которые по своей сути являются социальными, рассмотрение причины логически следует за анализом миграционного поведения.
2.6.
Регуляторы миграционного поведения и причины миграции Человеческое поведение, в том числе и в сфере миграции.
детерминируется двумя основными факторами внутренней системой потребностей и внешней средой, т.е.
субъективными и объективными
компонентами в их органической взаимосвязи.
Это положение аксиоматично, независимо от того, включается ли потребность в структуру поведения или выступает внешним его регулятором.
На признании этого положения строятся различные схемы механизма формирования и регуляции любого вида социального поведения.
Всеми признается также положение, что взаимодействие среды с потребностями опосредовано сознанием субъекта: прежде, чем совершить действие, личность переживает процесс мотивации.
Человек осознает и сопоставляет объективные и субъективные стороны, потребности и действия, направленные на их удовлетворение (45).
Социальной психологией выработан также ряд объяснительных схем формирования определенного типа поведения.
Так, согласно теории установки Д.Н.
Узнадзе поведение на индивидуальном уровне возникает посредством соединения потребности с соответствующей ей ситуацией.
Здесь действие (поведение) служит удовлетворению потребностей в условиях определенной ситуации.
Взаимодействие потребностей и ситуации порождает установку, реальное психическое состояние, определяющее целесообразную активность человека (83).
Социальная установка, или установка на определенный вид действия в социальной среде, представляет еще не действие, а лишь внутреннюю готовность субъекта к определенному действию, которое лишь и является законченным элементом поведения.
Д.А.
Кикнадзе, не меняя этой принципиальной схемы, представляет ее в более развернутом виде.
Факторы, определяющие поведение человека, он выстраивает в цепочку: общественная и естественная среда; потребности; осознание потребности (интересы, желания и т.д.); мотивация к действию; решение действовать; установка (готовность к практическому действию); действие (реализация установки) (45).
В этой более развернутой схеме исходные посылки (среда, потребности) и заключительный элемент (действие) те же, что и в классической схеме Д.Н.
Узнадзе.
Другая схема, предложенная в советское время Институтом психологии РАН, исходит из того, что мотивационная система личности сложное соединение движущих сил поведения человека: потребностей, интересов, целей, влечений, идеалов и т.д.
Они непосредственно детерминируют человеческую деятельность, и через них преломляются все внешние воздействия среды (108) Относительно структуры психического образования и роли различных регуляторов поведения у социологов, как и психологов, нет единства взглядов.
В этой ситуации вполне

[стр.,50]

взаимоотношений личности с окружающей средой (112).
Потребности человека историчны, поэтому лишь вопреки диалектике можно полагать, что потребности и ценностные ориентации могут меняться до определенного возраста, а затем стабилизируются.
Потребности подвижны в большей мере, чем ценностные ориентации, ибо они зависят и от условий развития личности, и от конкретной жизненной ситуации (45).
Именно наличие ситуативного момента отличает их от ценностных ориентаций.
Но те и другие в процессе накопления социального опыта способны трансформироваться, хотя мера их трансформации, видимо, обратно пропорциональна возрасту.
Уменьшающаяся с возрастом подвижность потребностей и ценностных ориентаций может, как показывает исторический опыт, быть усилена целенаправленным воздействием на них.
Особенно ярко это проявляется в переломные моменты истории, в экстремальных ситуациях.
В обычных условиях, конечно, эффективность направленного воздействия на личность, ее обучение, воспитание не столь велика.
Рассмотрение отношений между объективными и субъективными факторами позволяет вернуться к анализу взаимосвязи между факторами и причинами, выявлению природы такого понятия, как причина.
Концепция причины миграции зиждется на понимании взаимосвязи объективных и субъективных факторов.
По-видимому, в социологии, социальной психологии и демографии одновременно стали формироваться взгляды на причину как на объективный фактор и потребность одновременно.
Так, Т.И.
Заславская отмечала, что причины миграции лежат в закономерностях развития производства и в потребностях, интересах, стремлениях людей, что формирование намерений мигрировать зависит, с одной стороны, от внешних стимулов, а с другой от особенностей индивида (78).
Такой же подход и в работах Д.И.
Валентея и Б.С.
Хорева, по мнению которых комплекс причин миграции обусловливается и требованиями производства, и территориальными различиями в уровне жизни населения, и потребностями личности (106).
Опираясь на положение С.Л.
Рубинштейна о том, что внешние причины действуют через внутренние условия, А.Н.
Леонтьев
полагает, что эффекты внешних воздействий зависят от их преломления субъектом, его внутреннего состояния (60).
Ряд других исследователей объективно сложившуюся ситуацию и потребности также относят к причинам (108).
Здесь важно отметить, что возникновение определенного сочетания внешних и внутренних условий это момент, предшествующий поведенческому акту.
Дальнейший шаг в развитии концепции причины миграции состоял не только в объяснении ее как отношения объективных и субъективных факторов, т.е.
потребностей и реального бытия, но и в рассмотрении возникающих между ними противоречий.
"...Именно противоречия между уровнем развития личности или ее потребностями и условиями их удовлетворения в той или иной местности, отмечает А.Г.
Зубанов, являются причиной миграции" (128.с.27).
Но это, добавим, не просто противоречия, ибо различия между потребностями личности в тех или иных благах и возможностью их получения имеются всегда.
Это противоречие определенного уровня остроты, как бы "момент истины".
Формой отношений между совокупностью факторов, т.е.
возможностями для удовлетворения потребностей людей, и этими потребностями могут быть не только острые противоречия, но и своего рода гармония, когда в своей основе потребности удовлетворены.
В частности, чтобы новоселы прижились в новых местах вселения, необходимо создать условия, при которых их потребности будут удовлетворены.
"Адаптация новоселов проходит тем успешнее, чем больше условия жизни в местах вселения соответствуют их потребностям" (35.с.162).
Но чтобы население мигрировало из районов выхода, нужны достаточно сильные противоречия между потребностями населения и теми условиями, в которых оно живет, т.е.
противоречие определенной остроты.
Более того, нужны определенные психологические усилия, чтобы рискнуть мигрировать из привычного района, особенно если мигрант его уроженец, в малознакомую местность.
Противоречие возникает либо в том случае, когда базовые потребности личности

[Back]