Проверяемый текст
Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса.( Очерки теории и методов исследования). М.: Наука, 2001. - 114 с.
[стр. 24]

полагает, что эффекты внешних воздействий зависят от их преломления субъектом, его внутреннего состояния[61].
Здесь важно отметить, что возникновение определенного сочетания внешних и внутренних
условии это момент, предшествующий поведенческому акту.
Дальнейший шаг в развитии концепции причины миграции состоял не только в объяснении ее как отношения объективных и субъективных факторов, т.е.
потребностей и реального бытия, но и в рассмотрении возникающих между ними противоречий.
«Именно противоречия между уровнем развития личности или ее потребностями и условиями их удовлетворения в той или иной местности, отмечает А.Г.
Зубанов, являются причиной миграции»[47].

Адаптация новоселов проходит тем успешнее, чем больше условия жизни в местах вселения соответствуют их потребностям[39].

Однако для того, чтобы население мигрировало из районов выхода, нужны достаточно сильные противоречия между потребностями населения и теми условиями, в которых живет это население, т.е.
противоречия определенной остроты.
Более того, нужны определенные психологические усилия, чтобы рискнуть мигрировать из привычного района, особенно если мигрант его уроженец, в малознакомую местность.
Противоречие
может возникнуть в том случае, когда базовые потребности личности возвышаются в результате дальнейшей социализации, например, получение образования в населенном пункте более высокого ранга, либо когда ухудшаются условия жизни, например, вследствие житейских, экологических катастроф.
Часть населения, которая, не имея возможностей удовлетворить свои потребности на месте, тем не менее,
не мигрирует, потому что миграционное поведение это поведение, предполагающее чрезвычайные условия, чрезвычайную деятельность, редкую общем контекстев жизнедеятельности населения.
Переезд остается событием исключительным, требующим особых обстоятельств, а миграция лишь один специфический способ удовлетворения потребностей.

0
[стр. 50]

взаимоотношений личности с окружающей средой (112).
Потребности человека историчны, поэтому лишь вопреки диалектике можно полагать, что потребности и ценностные ориентации могут меняться до определенного возраста, а затем стабилизируются.
Потребности подвижны в большей мере, чем ценностные ориентации, ибо они зависят и от условий развития личности, и от конкретной жизненной ситуации (45).
Именно наличие ситуативного момента отличает их от ценностных ориентаций.
Но те и другие в процессе накопления социального опыта способны трансформироваться, хотя мера их трансформации, видимо, обратно пропорциональна возрасту.
Уменьшающаяся с возрастом подвижность потребностей и ценностных ориентаций может, как показывает исторический опыт, быть усилена целенаправленным воздействием на них.
Особенно ярко это проявляется в переломные моменты истории, в экстремальных ситуациях.
В обычных условиях, конечно, эффективность направленного воздействия на личность, ее обучение, воспитание не столь велика.
Рассмотрение отношений между объективными и субъективными факторами позволяет вернуться к анализу взаимосвязи между факторами и причинами, выявлению природы такого понятия, как причина.
Концепция причины миграции зиждется на понимании взаимосвязи объективных и субъективных факторов.
По-видимому, в социологии, социальной психологии и демографии одновременно стали формироваться взгляды на причину как на объективный фактор и потребность одновременно.
Так, Т.И.
Заславская отмечала, что причины миграции лежат в закономерностях развития производства и в потребностях, интересах, стремлениях людей, что формирование намерений мигрировать зависит, с одной стороны, от внешних стимулов, а с другой от особенностей индивида (78).
Такой же подход и в работах Д.И.
Валентея и Б.С.
Хорева, по мнению которых комплекс причин миграции обусловливается и требованиями производства, и территориальными различиями в уровне жизни населения, и потребностями личности (106).
Опираясь на положение С.Л.
Рубинштейна о том, что внешние причины действуют через внутренние условия, А.Н.
Леонтьев полагает, что эффекты внешних воздействий зависят от их преломления субъектом, его внутреннего состояния (60).
Ряд других исследователей объективно сложившуюся ситуацию и потребности также относят к причинам (108).
Здесь важно отметить, что возникновение определенного сочетания внешних и внутренних
условий это момент, предшествующий поведенческому акту.
Дальнейший шаг в развитии концепции причины миграции состоял не только в объяснении ее как отношения объективных и субъективных факторов, т.е.
потребностей и реального бытия, но и в рассмотрении возникающих между ними противоречий.
"...Именно противоречия между уровнем развития личности или ее потребностями и условиями их удовлетворения в той или иной местности, отмечает А.Г.
Зубанов, являются причиной миграции"
(128.с.27).
Но это, добавим, не просто противоречия, ибо различия между потребностями личности в тех или иных благах и возможностью их получения имеются всегда.
Это противоречие определенного уровня остроты, как бы "момент истины".
Формой отношений между совокупностью факторов, т.е.
возможностями для удовлетворения потребностей людей, и этими потребностями могут быть не только острые противоречия, но и своего рода гармония, когда в своей основе потребности удовлетворены.
В частности, чтобы новоселы прижились в новых местах вселения, необходимо создать условия, при которых их потребности будут удовлетворены.
"Адаптация новоселов проходит тем успешнее, чем больше условия жизни в местах вселения соответствуют их потребностям"
(35.с.162).
Но чтобы население мигрировало из районов выхода, нужны достаточно сильные противоречия между потребностями населения и теми условиями, в которых оно живет, т.е.
противоречие определенной остроты.
Более того, нужны определенные психологические усилия, чтобы рискнуть мигрировать из привычного района, особенно если мигрант его уроженец, в малознакомую местность.
Противоречие
возникает либо в том случае, когда базовые потребности личности

[стр.,51]

возвышаются в результате дальнейшей социализации, например, получения образования в населенном пункте более высокого ранга, либо когда ухудшаются условия жизни, например, вследствие житейских катастроф.
Однако устранить противоречие и удовлетворить эти потребности можно и без миграции, в рамках того населенного пункта, где проживает индивид.
Большая часть населения так и поступает.
Имеется какая-то часть населения, которая, не имея возможностей удовлетворить свои потребности на месте, тем не менее и не мигрирует, потому что миграционное поведение это поведение, предполагающее чрезвычайные условия, чрезвычайную деятельность, редкую в общем контексте жизнедеятельности населения.
Переезд остается событием исключительным, требующим особых обстоятельств, а миграция лишь один специфический способ удовлетворения потребностей.

Резюмируя вышеизложенное, заметим, что для социальных процессов фактор и причина не тождественные понятия.
Причина выступает как особая форма отношений между объективными факторами и субъективными характеристиками, в частности, потребностями.
В контексте поведения факторы выступают как объективное, а причины объективно-субъективное явление.
Именно потому, что причина носит объективносубъективный характер, она может не сопровождаться действием, несмотря на достижение необходимой остроты противоречия между факторами и потребностями.
Итак, воздействие общества на миграционные процессы может осуществляться с помощью следующих регуляторов миграционного поведения.
Первым наиболее гибким регулятором является изменение территориальных и поселенных различий в уровнях объективных компонентов условий жизни, удовлетворяющих различные, прежде всего базовые, потребности людей.
Это изменение может являться объектом государственного регулирования.
Различия в условиях жизни ситуативно влияют на миграцию, как объективные факторы, но они и воздействуют постепенно на потребности и ценностные ориентации, т.е.
имеют перспективную направленность.
Другим направлением регуляции поведения является воздействие на потребности и ценностные ориентации потенциальных мигрантов, т.е.
объектов управления.
В этом отношении должны быть выделены три разных уровня воздействия на миграционное поведение.
На индивидуальном уровне, бесспорно, должны учитываться психические и иные особенности субъектов.
На групповом уровне важным регулятором могут служить социальные нормы, в частности направленные на нейтрализацию обычаев, традиций, мешающих реализации общественно необходимого миграционного поведения.
Заметим, что социальные нормы как и другие объективные факторы, также воздействуют на поведение двояко: ситуативно и как регуляторы прожективного поведения.
Наконец, на массовом уровне, т.е.
по отношению к населению в целом, речь должна идти о мерах, с помощью которых личность воспринимала бы ценностные ориентации, равнозначные долгу перед Родиной.
Примерами прошлого могут служить поездки на целину, на строительство БАМа и т.д.
Это была по тем временам по сути реализация определенных ценностных ориентаций высокой социальной значимости.
Разделение уровней регуляции на индивидуальный, групповой и массовый, вытекающее из весьма продуктивной схемы диспозиционной регуляции важнейшее условие эффективного воздействия на потребности и ценностные ориентации населения.
Еще раз подчеркнем, что это направление по своей сути двояко: оно связано с развитием и возвышением общественно значимых потребностей и ценностных ориентаций, а также с совершенствованием структур совокупностей путем подбора наиболее предрасположенных к миграции индивидов.
Глава 3.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ СТАДИЯ МИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

[Back]