Проверяемый текст
Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса.( Очерки теории и методов исследования). М.: Наука, 2001. - 114 с.
[стр. 32]

изолированных районов, например, из районов Крайнего Севера.
Так, большинство мигрантов, проживающих в Магаданской, Камчатской и ряда других районов страны предполагают после окончания договора возвратиться в место первоначального жительства.
Но, как правило, такое психологическое состояние длится много лет.
Трудности адаптации к географическому положению удаленных районов придавали и придают иногда в современных условиях переселениям своего рода этапность, волнообразный характер.

Адаптация в новых природно-географических условиях в наибольшей мере изучена в районах Сибири и Севера.

На наш взгляд, все виды адаптации являются необходимым условием приживаемости новоселов в новых местах вселения, поскольку на их жизнедеятельность влияет весь комплекс условии естественных и социальных, поэтому адаптация происходит как процесс приспособления к специфическим элементам комплекса условий и образа жизни населения.
Специфика состоит не только в природной среде и местоположении территории, но и в обычаях и традициях проживающего на ней населения, времени освоения местности и уровне освоенности, характере расселения и производственной специализации, в общей культуре населения, его демографическом поведении.
Так, известно, что репродуктивное поведение новоселов в местах вселения эволюционирует в направлении репродуктивного поведения постоянных жителей данной местности.
Этим объяснялся, например, тот факт, что у русского населения, проживающего в Средней Азии, уровень рождаемости был выше, чем у населения России,
но ниже, чем у коренных жителей среднеазиатских республик.
В интересном исследовании эволюции репродуктивного поведения мигрантов, выполненном Л.М.
Давтяном по Еревану, было установлено, что «для перехода от одного режима плодовитости переселившихся в город женщин к другому, соответствующему новым экономическим и бытовым условиям, требуется приблизительно 8-10 лет»[32].

Адаптация новоселов к различным компонентам условий и образа жизни населения в районах вселения протекает неравномерно.
В некоторых своих
32
[стр. 84]

адаптации, органически взаимодействующий с процессом социального развития.
Эти процессы проявляются в социальном продвижении сельских жителей в городах, в повышении их культурного уровня, изменении образа жизни и т.д.
В других исследованиях миграции сельских жителей также, рассматривалось социальное развитие с вкраплениями в него адаптационных элементов.
Так, В.И.
Староверов отмечает, что адаптация сельских мигрантов в городах сопровождается непринятием некоторых сторон городского образа жизни (131,10).
Основное место в его работе занимает, однако, не анализ адаптации, а развитие социальных характеристик сельских жителей в городе.
По нашему мнению, при рассмотрении эволюции образа жизни сельских жителей, переехавших в города, надо выделять два процесса: их адаптацию к новой социальной среде и их социальное развитие.
Хотя оба процесса протекают взаимосвязано, но один может проходить и без другого.
Причем социальное развитие сельского населения, достижение им уровня социального развития горожанина не обязательно предполагает миграцию из села в город.
Третий вид адаптации возникает, когда процесс переселения осуществляется между районами с различными природными условиями и географическим положением.
Этот вид адаптации обычно называют биологическим или медико-биологическим приспособлением.
Это не совсем точно.
Адаптация новоселов в новых районах имеет две стороны: приспособление к природной среде и приспособление к географическому положению.
В первом случае адаптация носит медико-биологический характер.
Она протекает в форме акклиматизации, биохимического приспособления, естественной иммунизации и т.д.
Приспособление организма к природной среде различно по времени не только в зависимости от районов вселения, но и от того, из каких местностей прибыли мигранты.
Видимо, продолжительность медико-биологической адаптации связана с дифференциацией природных условий районов выхода и мест вселения мигрантов.
Кроме того, имеется предположение, что существуют разные по характеру адаптации типы людей.
Высказываются догадки, что некоторые формы медико-биологической адаптации захватывают и последующие поколения мигрантов.
Адаптация к географическому положению района вселения по своей сути социальнопсихологическая.
Она особенно болезненно протекает в транспортно изолированных районах, например, в районах Крайнего Севера.
Так.
для населения Магаданской, Камчатской и ряда других районов страны представляются как "материк".
Большинство мигрантов, проживающих в этих областях, обычно предполагают после окончания очередного договора возвратиться в место первоначального жительства.
Но, как правило, такое психологическое состояние длится много лет.
Трудности адаптации к географическому положению удаленных районов придавали и придают иногда в современных условиях переселениям своего рода этапность, волнообразный характер,
т.е.
то, что В.В.
Покшишевский назвал "ползучей миграцией".
Адаптация в новых природногеографических условиях в наибольшей мере изучена в районах Сибири и Севера.

Новый импульс изучения этой проблемы дало строительство БАМа, освоение нефтегазоносных месторождений в Западной Сибири и др.
Все виды адаптации являются необходимым условием приживаемости новоселов в новых местах вселения, поскольку на их жизнедеятельность влияет весь комплекс
условий естественных и социальных.
Поэтому адаптация происходит к специфическим элементам комплекса условий и образа жизни населения.
Специфика состоит не только в природной среде и местоположении территории, но и в обычаях и традициях проживающего на ней населения, времени освоения местности и уровне освоенности, характере расселения и производственной специализации, в общей культуре населения, его демографическом поведении.
Так, известно, что репродуктивное поведение новоселов в местах вселения эволюционирует в направлении репродуктивного поведения постоянных жителей данной местности.
Этим объяснялся, например, тот факт, что у русского населения, проживающего в Средней Азии, уровень рождаемости был выше, чем у населения России,


[стр.,85]

но ниже, чем у коренных жителей среднеазиатских республик.
В интересном исследовании эволюции репродуктивного поведения мигрантов, выполненном Л.М.
Давтяном по Еревану, было установлено, что "для перехода от одного режима плодовитости переселившихся в город женщин к другому, соответствующему новым экономическим и бытовым условиям, требуется приблизительно 8-10 лет"
(106.с.99 ).
Адаптация новоселов к различным компонентам условий и образа жизни населения в районах вселения протекает неравномерно.
В некоторых своих
формах она завершается быстро, особенно если различия тех или иных компонентов условий и образа жизни невелики в местах выхода и районах вселения мигрантов или в последних лучше, чем в первых, в других формах это достаточно длительный процесс.
Порой он продолжается после того, как новосел уже стал старожилом.
Последнее объясняется тем, что у приживаемости помимо адаптационного процесса, т.е.
активного приспособления субъекта к объективным условиям жизни, имеется и другая сторона приспособление этих условий к своим потребностям (119.с.111).
Этот процесс часто бывает более важным для приживаемости новосела.
Известно, например, что интенсивность оттока населения выше там, где в его составе больше доля новоселов.
Но в ряде местностей такой зависимости нет.
Уровень приживаемости новоселов там по истечении 10-11 лет пребывания в 2-3 раза выше, чем в других районах.
Ответ заключается, видимо, в соответствии материальных условий мест вселения потребностям вселяющегося населения.
Приспособление материальных условий к своим потребностям переселенческая литература в прошлом называла "обустройством новоселов".
В этот термин вкладывалось вполне определенное содержание, состоящее в том, что комплекс условий жизни на новом месте у новоселов становится таким же, как и у старожилов, причем лучшим, чем в местах выхода мигрантов.
В прошлом на обустройство переселенцев в местах вселения в случае их организованных перемещений и царским правительством, и советским государством предоставлялись определенные ресурсы.
К их числу относились ссуды, безвозвратные пособия, оплата расходов на проезд и провоз имущества.
Помощь, оказываемая государством, распространяется на жилищное обустройство, приобретение скота и т.д.
Обустройство это процесс достижения новоселами уровня благосостояния старожилов.
По мнению Ж.А.
Зайончковской, условия жизни новоселов делятся на две группы: не зависящие от времени проживания на новом месте и меняющиеся по мере отдаления от даты вселения (35).
Правда, иногда возможно, что для обустройства не требуется скольконибудь значительного времени.
Это видимо, когда новосел получает на новом месте все необходимые условия: работу, жилье и другие материальные компоненты его благосостояния.
Но это частный случай.
Как правило, для обустройства необходимо время, которое по продолжительности может быть большим или меньшим, чем время, нужное для адаптации, без которой приживаемость так же недостижима, как и без обустройства.
Итак, и адаптация, и обустройство представляют собой взаимодействие субъективного и объективного, но адаптация это приспособление субъекта к объективным условиям окружающей среды, а обустройство перестройка внешних условий в соответствии с потребностями субъекта.
Лишь сочетание двух этих сторон ведет к завершению процесса приживаемости.
И в дореволюционной литературе, и в литературе 20-х годов отмечалось, что для перехода новосела в состав старожильческого населения требовалось 8-10 лет.
За этот срок новосел достигал хозяйственной обеспеченности старожилов и, видимо, по основным компонентам адаптировался в новой для него естественной и социальной среде.
Наши исследования, проведенные на Дальнем Востоке в районах с крайне отличными условиями жизни населения (Сахалин, Камчатка, Приморье, Приамурье) в 60-е годы, показали, что там повсеместно срок приживаемости новоселов (выходцев из разных районов страны) также близок к 10 годам (118)..
Переход новоселов в состав постоянных жителей определялся по уровню их миграционной подвижности.
Этот критерий получил

[Back]