Проверяемый текст
Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса.( Очерки теории и методов исследования). М.: Наука, 2001. - 114 с.
[стр. 34]

адаптации, без которой приживаемость так же недостижима, как и без обустройства.
Итак, и адаптация, и обустройство представляют собой взаимодействие субъективного и объективного, но адаптация это приспособление субъекта к объективным условиям окружающей среды, а обустройство перестройка внешних условий в соответствии с потребностями субъекта.
Лишь сочетание двух этих сторон ведет к завершению процесса приживаемости.
Исследования,
проведенные на Дальнем Востоке (Сахалин, Камчатка, Приморье, Приамурье) в 1960-е г.г., показали, что там повсеместно срок приживаемости новоселов (выходцев из разных районов страны) также близок к десяти годам[129].
Переход новоселов в состав постоянных жителей определялся по уровню их миграционной подвижности.
Этот критерий получил
обоснование в литературе в 1960-1970-е г.г.[38].
Именно он свидетельствует о том, что у новоселов уровень благосостояния достиг показателей старожилов иИ что они прошли необходимый процесс адаптации по социальнодемографическому и территориально-географическому компонентам.
Очевидно, что различные виды адаптации, как и различные элементы обустройства, могут не совпадать по срокам, но осуществление решающих для новосела перемен все же происходит в близкие сроки, хотя и различные в разных районах вселения.
В частности, приживаемость в Восточной Сибири выходцев из Западной Сибири и Северного Кавказа, конечно же, будет различной, иной она будет у выходцев из города и из села.
Если говорить не на индивидуальном уровне, а на уровне определенной совокупности новоселов, тоf их приживаемость будет зависеть от образовательного, возрастного, семейного и иного состава.
В.М.

Моисеенко считает, что анализ последствий включает различные уровни.
На микроуровне оцениваются последствия миграции для индивида, семьи (домохозяйства), на макроуровне для территориальных сообществ и общества в целом[82].
34
[стр. 85]

но ниже, чем у коренных жителей среднеазиатских республик.
В интересном исследовании эволюции репродуктивного поведения мигрантов, выполненном Л.М.
Давтяном по Еревану, было установлено, что "для перехода от одного режима плодовитости переселившихся в город женщин к другому, соответствующему новым экономическим и бытовым условиям, требуется приблизительно 8-10 лет" (106.с.99 ).
Адаптация новоселов к различным компонентам условий и образа жизни населения в районах вселения протекает неравномерно.
В некоторых своих формах она завершается быстро, особенно если различия тех или иных компонентов условий и образа жизни невелики в местах выхода и районах вселения мигрантов или в последних лучше, чем в первых, в других формах это достаточно длительный процесс.
Порой он продолжается после того, как новосел уже стал старожилом.
Последнее объясняется тем, что у приживаемости помимо адаптационного процесса, т.е.
активного приспособления субъекта к объективным условиям жизни, имеется и другая сторона приспособление этих условий к своим потребностям (119.с.111).
Этот процесс часто бывает более важным для приживаемости новосела.
Известно, например, что интенсивность оттока населения выше там, где в его составе больше доля новоселов.
Но в ряде местностей такой зависимости нет.
Уровень приживаемости новоселов там по истечении 10-11 лет пребывания в 2-3 раза выше, чем в других районах.
Ответ заключается, видимо, в соответствии материальных условий мест вселения потребностям вселяющегося населения.
Приспособление материальных условий к своим потребностям переселенческая литература в прошлом называла "обустройством новоселов".
В этот термин вкладывалось вполне определенное содержание, состоящее в том, что комплекс условий жизни на новом месте у новоселов становится таким же, как и у старожилов, причем лучшим, чем в местах выхода мигрантов.
В прошлом на обустройство переселенцев в местах вселения в случае их организованных перемещений и царским правительством, и советским государством предоставлялись определенные ресурсы.
К их числу относились ссуды, безвозвратные пособия, оплата расходов на проезд и провоз имущества.
Помощь, оказываемая государством, распространяется на жилищное обустройство, приобретение скота и т.д.
Обустройство это процесс достижения новоселами уровня благосостояния старожилов.
По мнению Ж.А.
Зайончковской, условия жизни новоселов делятся на две группы: не зависящие от времени проживания на новом месте и меняющиеся по мере отдаления от даты вселения (35).
Правда, иногда возможно, что для обустройства не требуется скольконибудь значительного времени.
Это видимо, когда новосел получает на новом месте все необходимые условия: работу, жилье и другие материальные компоненты его благосостояния.
Но это частный случай.
Как правило, для обустройства необходимо время, которое по продолжительности может быть большим или меньшим, чем время, нужное для адаптации, без которой приживаемость так же недостижима, как и без обустройства.
Итак, и адаптация, и обустройство представляют собой взаимодействие субъективного и объективного, но адаптация это приспособление субъекта к объективным условиям окружающей среды, а обустройство перестройка внешних условий в соответствии с потребностями субъекта.
Лишь сочетание двух этих сторон ведет к завершению процесса приживаемости.
И
в дореволюционной литературе, и в литературе 20-х годов отмечалось, что для перехода новосела в состав старожильческого населения требовалось 8-10 лет.
За этот срок новосел достигал хозяйственной обеспеченности старожилов и, видимо, по основным компонентам адаптировался в новой для него естественной и социальной среде.
Наши исследования, проведенные на Дальнем Востоке в районах с крайне отличными условиями жизни населения (Сахалин, Камчатка, Приморье, Приамурье) в 60-е годы, показали, что там повсеместно срок приживаемости новоселов (выходцев из разных районов страны) также близок к 10 годам (118)..
Переход новоселов в состав постоянных жителей определялся по уровню их миграционной подвижности.
Этот критерий получил


[стр.,86]

обоснование в литературе в 60 70-е годы (98).
Именно он свидетельствует, что у новоселов уровень благосостояния достиг показателей старожилов и что они прошли необходимый процесс адаптации по социально-демографическому и территориальногеографическому компонентам.
Очевидно, что различные виды адаптации, как и различные элементы обустройства, могут не совпадать по срокам.
Но осуществление решающих для новосела перемен все же происходит в близкие сроки, хотя и различные в разных районах вселения.
В частности, приживаемость в Восточной Сибири выходцев из Западной Сибири и Северного Кавказа, конечно же, будет различной, иной она будет у выходцев из города и из села.
Если говорить не на индивидуальном уровне, а на уровне определенной совокупности новоселов, то их приживаемость будет зависеть от образовательного, возрастного, семейного и иного состава.
В
литературе в конце ХХв.
высказывались и другие точки зрения.
Так, Е.Д.
Малинин и А.К.
Ушаков считают, что срок приживаемости новоселов на Тюменском севере 4 года (66.с.101).
Ж.А.Зайончковская в исследовании по Ачинску, Назарово и Дзержинску пришла к выводу, что срок приживаемости новоселов 5 лет (98.с.50З).
По мнению некоторых других исследователей, срок приживаемости новоселов составляет 3-5 лет (134.с.21, 5.с.203).
Однако более обоснованной и притом расчетами представляется точка зрения В.М.
Моисеенко.
Используя данные переписей населения 1926 и 1979 гг., она выявила, что граница перехода новоселов в состав постоянного населения как в прошлом, так и в настоящее время составляет примерно 10 лет (81.
с.74).
Конечно, 10 лет это, видимо, та средняя, вокруг которой колеблются сроки приживаемости новоселов в разных районах вселения.
Эти сроки могут колебаться также в зависимости от того, из каких мест прибывают мигранты, происходит ли смена поселенного статуса, различны ли структуры мигрантов и населения районов вселения и т.д.
Но говорить о том, что срок приживаемости новоселов может быть меньше в 2-3 раза, вряд ли правомерно.
Другое дело повышение уровня приживаемости, т.е.
увеличение доли тех лиц, которые остаются в районе вселения спустя 8-10 или 10-12 лет.
И здесь как раз наблюдаются огромные территориальные различия.
Так, доля лиц, оставшихся спустя 10-11 лет из числа вселившихся в городские поселения областей, краев и автономных республик Российской Федерации в 1968-1969 гг., колеблется от 1/5 до 4/5.
Например, в Московской и Калужской областях эта доля в 1970г.
была выше, чем в Ивановской и Сахалинской, примерно в четыре раза.
Многими исследованиями показано, что в городах выходцы из сел лучше приживаются, чем выходцы из других городов, что выходцы из населенных пунктов своих областей имеют более высокую приживаемость, чем выходцы из других областей.
У семейных приживаемость выше, чем у одиночек и т.д.(35, 66, 90, 98).
Итак, приживаемость новоселов характеризуется большим территориальным разнообразием.
Она зависит от географической структуры миграционных связей, различий в природно-географических средах и поселенных статусах, направлений миграционных потоков, состава мигрантов, условий обустройства их на новых местах и т.д.
4.2.
Миграции источник демографической динамики и воспроизводства населения Для страны в целом в том случае, если она система, закрытая для внешних миграционных процессов (бывший Советский Союз), единственным источником роста численности населения и формирования его возрастно-половой структуры является естественное движение.
Иное дело движение населения в стране и ее районах, выступающих как системы, открытые для миграционных процессов.
Здесь также население возрастает, прежде всего, за счет естественного движения.
Этот источник является весьма устойчивым, что связано с тем, что естественное движение в значительно

[Back]