Проверяемый текст
Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса.( Очерки теории и методов исследования). М.: Наука, 2001. - 114 с.
[стр. 40]

двадцатого века Россия в миграционном обмене с бывшими союзными республиками постоянно имела прирост населения.
Во второй половине 1990-х г.г.
происходило постепенное сокращение масштабов миграции русских и других народов России, что было вызвано, с одной стороны либерализацией отношения к русскоговорящему населению (языковые и другие послабления) и, с другой стороны, тем, что на исторической родине мигранты до недавнего времени не встречали должной поддержки, вследствие отсутствия последовательной миграционной политики относительно соотечественников, оставшихся за рубежом.
В настоящее время в стране насчитывается примерно триста тысяч вынужденных переселенцев, имеющих российское гражданство и право на государственную поддержку, причем ежегодную помощь на обустройство получают не более трети из них.
Проблемы приема, содержания, адаптации, оказания помощи и поддержки вынужденным переселенцам порождает у них
ч_/ негативное отношение к государственной власти и сдерживает миграционный приток.
Во второй редакции Федерального Закона "О вынужденных переселенцах" были введены ограничения срока действия статуса (5 лет), поэтому с 1997 года численность вынужденных мигрантов в России, состоящих на учете на определенную дату, неуклонно снижалось[42].
Иными словами, статус вынужденного переселенца и беженца получало меньшее число лиц, чем его утрачивало.
Всего за 1992-2001 годы статуса вынужденного переселенца и беженца в Российской Федерации по разным причинам, основная из которых истечение срока действия статуса, лишились (были сняты с регистрационного учета) 968,8 тысячи человек, или 60,1% от всех зарегистрированных в указанном качестве.
На начало 2002 года на учете в территориальных органах упраздненного Минфедерации России состояли 643,5 тысячи вынужденных переселенцев и беженцев, из которых 625,6 тысячи имели статус вынужденного переселенца, 17,4 тысячи статус беженца[75].
Общее накопленное число вынужденных мигрантов к 2003 г.
уменьшилось до 505,7 тыс., или в 2,4 раза по 40
[стр. 66]

нового зарубежья.
Численность населения, вследствие превышения числа умерших над числом родившихся, в эти годы должна была сократиться на 6.8 млн.
человек, но благодаря миграции фактически уменьшилась на 3.5 млн.
За 1992-2000 гг.
население страны возросло за счет мигрантов из нового зарубежья более чем на 3.3 млн.
человек.
В числе мигрантов, прибывших из нового зарубежья в последние десять лет, доля лиц моложе 16 лет была на 5 пунктов больше, чем в населении России (примерно 27 и 22 процента).
Помимо сдерживания темпов демографического старения, мигранты участвовали и в воспроизводственном процессе.
У них в этот период родилось примерно 45-50 тыс.
детей, уже граждан России.
В первое десятилетие ХХI века темпы дальнейшего сокращения численности населения страны во многом будут определяться масштабами притока мигрантов.
Несмотря на снижение численности народов России русских, татар, коми, кабардинцев и др., оставшихся в новом зарубежье, их миграционный потенциал и в настоящее время достаточно велик (в 1989г.
в союзных республиках проживало 28 млн.
русских и других народов России, а в настоящее время примерно 22-23 млн.) Только в Казахстане и Узбекистане русских осталось 6-6.5 млн.
Сокращение же масштабов миграции русских и других народов России из этих и ряда других государств нового зарубежья, как и уменьшение миграционного прироста населения России в целом, происшедшие в 90-е годы, вызваны, с одной стороны, либерализацией отношения к русскоговорящему населению (языковые и другие послабления) и, с другой стороны, тем, что на исторической родине мигранты до недавнего времени не встречали должной поддержки, вследствие отсутствия последовательной миграционной политики относительно соотечественников, оставшихся за рубежом.
Опыт, напр., послевоенных Германии и Франции свидетельствует об огромном политическом и экономическом выигрыше этих стран, вернувших своих соотечественников из оставленных ими территорий.
Приток русскоязычного населения из нового зарубежья в текущее десятилетие может при соответствующей миграционной политике России составить от 3-х до 5-ти млн.
человек.
Этот приток мигрантов из нового зарубежья существенно замедлит сокращение численности населения России.
В последующие годы миграционный потенциал может быть полностью исчерпан.
Постаревшее и перешедшее в разряд пенсионеров население и те лица, которые родятся и пройдут социализацию вне исторической родины, вряд ли будут в сколько-нибудь значимых масштабах эмигрировать в Россию.
Россия в отличие от Советского Союза страна открытых границ и свободных миграционных перемещений.
Это придало внешним миграциям со странами старого зарубежья характер "миграционного насоса".
Произошедшие изменения, прежде всего, упрощение порядка въезда в Россию, "прозрачность" государственных границ, привели к резкому увеличению масштабов иммиграции, прежде всего нелегальной.
Основная масса иммигрантов прибывает в Россию из государств старого зарубежья (Африка, Ближней и Средний Восток, Юго-Восточная Азия).
Отсутствие эффективного иммиграционного контроля за въездом и выездом иностранцев из России не позволяет назвать скольконибудь точную цифру нелегальной миграции.
Имеющиеся оценки, отличаются друг от друга на порядки.
Все они далеки от истины.
Ряд соседних с Россией государств негласно поощряют увеличение в её приграничных районах своих диаспор.
Иммигранты, прибывшие в качестве туристов, по приглашениям и т.д., затем переходят на нелегальное положение.
Возрос и незаконный приток иностранных граждан, часть которых использует Россию в качестве перевалочной базы для последующей иммиграции в государства старого зарубежья.
Считается, что около 40% иммигрантов это транзитники.
Нелегальная иммиграция оказывает существенное воздействие на экономическую ситуацию в России, её социальную сферу.
Незаконные мигранты преимущественно заняты в теневой экономике, пополняют криминальные структуры, уклоняются от уплаты налогов, оказывают, вследствие бесправного положения и заниженных заработков, давление на рынок труда, ухудшают эпидемиологическую ситуацию.


[стр.,68]

условиях.
Наиболее тревожная ситуация в Магаданской области и Чукотском АО, население которых с 1989 по 2000гг.
сократилось в 1.8 раза.
А ведь эти территории могут стать столь же уязвимыми в современном мире, как и Аляска в середине ХIХ века.
Еще более злободневны миграционные проблемы в приграничных районах, протянувшихся вдоль р.
Аргунь, Амур и Уссури.
Свыше 150 лет шло их заселение.
С огромным трудом было создано постоянное население в этой местности.
Ныне оно покидает приграничные районы.
За последние 10 лет миграционная убыль населения в полосе от Читинской области до Приморского края составила 200 тыс.
человек.
Выбывающее население замещается иммигрантами из соседних стран.
Пока этот нерегулируемый процесс находится в начальной стадии, но его возможное завершение можно предугадать, обратившись к истории бывших мексиканских территорий, ставших штатами США.
До настоящего времени крайне острыми остаются проблемы вынужденной миграции.
В стране насчитывается примерно 300 тыс.
вынужденных переселенцев, имеющих российское гражданство и право на государственную поддержку.

Две трети из них стоят в очереди на жилье и одна треть на получение беспроцентной возвратной ссуды для его строительства.
Ежегодно помощь на обустройство получают не более 1/3.
Нерешенность проблем приема, содержания, адаптации, оказания помощи и поддержки вынужденным переселенцам порождает у них негативное отношение к государственной власти и сдерживает приток мигрантов из нового зарубежья.
Особого внимания требует решение затянувшихся вопросов возвращения перемещенных лиц из Чеченской республики и некоторых других зон конфликтов на Северном Кавказе.
Это не масштабная, но болезненная, несущая горе и несчастье людям, проблема.
Оздоровление миграционной ситуации, придание миграционным процессам позитивной направленности невозможно без принятия в этой сфере жизнедеятельности российского общества законодательными и исполнительными органами власти ряда неотложных мер.
Эти меры должны быть направлены на: а/ стимулирование притока мигрантов из нового зарубежья и поддержка, прежде всего в правовой сфере, оставшихся там соотечественников; б/ регулирование иммиграции из старого зарубежья (квотирование, иммиграционный контроль, выдворение из страны, создание правовых и экономических условий интеграции иммигрантов в российское население); в/ управление трудовой миграцией, включающей как тех, кто прибывает на временные работы в Россию из зарубежья, так и российских граждан, работающих по контрактам за пределами страны; г/ проведение политики протекционизма в отношении потоков (масштабов и мест выхода), структуры (в первую очередь этнической) и расселения мигрантов в приграничных и тех северных территориях, отток населения из которых противоречит национальным интересам страны; д/ обоснование границ допустимости формирования в приграничных, стратегически важных районах, диаспор из соседних стран; е/ установление условий и сроков решения проблем вынужденных переселенцев, беженцев и перемещенных лиц: обустройство на новых местах, возвращение в места постоянного проживания, привлечение к решению этих вопросов стран нового зарубежья, откуда прибыли в Россию вынужденные мигранты и др.
3.
5.
Межрайонные миграционные связи, их показатели Миграционную подвижность населения как сложный демографический процесс принято выражать при помощи системы показателей.
В литературе наиболее полно эта система охарактеризована В.И.
Переведенцевым в статье "Вопросы методики изучения современной миграции населения в СССР", опубликованной в начале 60-х годов (23).
Все показатели миграции населения могут быть подразделены на общие и межрайонные.
Общие показатели выражают миграционную подвижность населения того или иного района в целом.
Они позволяют сопоставлять масштабы и результаты миграции

[Back]