Проверяемый текст
Назарова, Елена Александровна; Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации (Диссертация 1998)
[стр. 65]

социальное и медицинское обслуживание в объемах, предусмотренных для граждан Конституцией России; социально-психологическая реабилитация лиц, подвергшихся насилию в ходе военных действий и в иных случаях.
Анализ сложившейся на сегодня практики социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев свидетельствует о том, что в качестве социальных индикаторов могут выступать: отношения в семье и с окружающим местным населением; трудоустройство и удовлетворенность своей работой (содержанием и характером труда, возможностями самореализации и самоутверждения,
возвращением утраченного социального статуса); степень разрешения жилищной проблемы, социально-бытовых вопросов; отношение в обществе к вынужденным переселенцам и беженцам в целом[90].
Таким образом, взяв за основу содержательные элементы концепции Е.А.
Назаровой, представляется возможным выделить ряд эмпрически фиксируемых индикаторов успешности или неуспешности социальной адаптации, что позволит создать инструментарии прикладного социологического исследования и осуществить логическую связь теории и практики исследования.
Как нам представляется, именно это является сильной стороной концепции Назаровой.
Социальная адаптация представляет собой особый тип социального процесса, направленный на то, чтобы включить в обычную жизнь общества группу (категорию) людей, которая была искусственно оторвана от привычных условии жизни в результате экстремальных условии, следовательно, суть социальной адаптации состоит в изменении образа жизни людей.
Вынужденное переселение формирует особый образ жизни, для которого характерны экстремальность ситуации, а, зачастую, и подавление личности, что 9
[стр. 37]

активности, положительную тональность индивидуального настроения, среднюю степень выраженности синдрома психоэмоционального настроения, высокие показатели степени выраженности невротических реакций.
IV.
Уровень дезадаптации личности характеризуется низкими показателями в работе, дисциплине и общественной активности, параметрами социометрического статуса, оценками представленности коллективистских мотивов в труде, отрицательной тональностью индивидуального настроения, средними опенками выраженности неконструктивных реакций приспособления, средними оценками представленности невротических реакций, имеющих тенденцию к повышению.
Таким образом, социальная адаптация предстает еще и как особый тип социального процесса, направленный на то, чтобы включить в обычную жизнь общества группу (категорию) людей, которая была искусственно оторвана, вырвана из этой жизни в результате каких-либо экстремальных условий.
Следовательно, суть социальной адаптации состоит в
“переключении* людей с одного образа жизни на другой.
Так.
вынужденное переселение это тоже особый образ жизни, для которого характерны экстремальность ситуации, унижение, подавление личности.
Он накладывает весьма существенный отпечаток на структуру личности, се ценностные ориентации, восприятие, поведение.
Таким образом, исходя из проведенного анализа, автор пришел к выводу, что во-первых, адаптация является одним из главных компонентов современной философско-социологической науки, позволяющим глубоко осмыслить теоретические аспекты весьма актуального научного направления в социологии социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев, выработать конкретные практические рекомендации по урегулированию этого сложного социального процесса.
37

[стр.,57]

57 социально-психологическая реабилитация лиц, подвергшихся насилию в ходе военных действий и в иных случаях.
Анализ сложившейся на сегодня практики социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев свидетельствует о том, что в качестве социальных индикаторов могут выступать: отношения в семье и с окружающим местным населением; трудоустройство и удовлетворенность своей работой (содержанием и характером труда, возможностями самореализации и самоутверждения,
возвращения утраченного социального статуса); сгепень решенности жилищной проблемы, социально-бытовых вопросов; отношение в обществе к вынужденным переселенцам и беженцам в целом.
Известно, что до сих пор доминирующим, а в большинстве случаев и единственным основанием для суждения об уровне оптимальности при оценке тех или иных социальных явлений и процессов, в том числе и уровня адаптированности, был и остается критерий удовлетворенности индивида условиями своего бытия.
Например, в методике измерения социальной напряженности, разработанной А.А Д авы довы м и Е.В.Давыдовой, в качестве интегрального показателя субъективной социальной напряженности используется доля удовлетворенных жизнью в общем массиве обследуемых1.
Социолог И .ТЛ евы кин использует показатель “социальное благополучие”, который включает в себя удовлетворенность работой, отношениями в семье, общением с родственниками, соседями, реализацией повседневных запросов и духовных потребностей как интегральный показатель уровня и качества жизни2.
1 См.: Давыдов А.А., Давыдова Е.В.
Измерение социальной напряженности.
М., 1982.
С.27,

[Back]