Проверяемый текст
Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса.( Очерки теории и методов исследования). М.: Наука, 2001. - 114 с.
[стр. 79]

Можно предполагать, что этнические мигранты, прибывшие в край, следуют определенной логике этнических процессов и интегрируются в той или иной форме, сохраняя культурную специфику и национальное самосознание, они постепенно вливаются в местное сообщество.
Для обозначения такого процесса мы предлагаем использовать термин «успешная» адаптация, под которым мы понимаем деятельность, направленную на оптимизацию взаимоотношений мигранта с принимающим сообществом, оценку мигрантами сложившейся ситуации и коррекцию своего поведения.
Основным способом успешной адаптации является принятие личностью норм и ценностей новой социальной среды.
Современное понимание интеграции предполагает, с одной стороны, унификацию свойств интегрируемых субъектов и, вместе с тем, сохранение ими собственной качественной этнической определенности.
С другой стороны, интеграция означает гармонизацию взаимоотношений между мигрантами и местным населением.
Социологический подход к анализу проблем адаптации и интеграции позволяет достичь полноты анализа этих процессов.
Использование предлагаемого подхода предполагает анализ комплекса индикаторов (социокультурных и социально-экономических), связанных с активным приспособлением индивида к условиям новой социальной среды.
2.2.
Специфика адаптационных процессов во взаимоотношениях D ынужденных мигрантов и принимающего общества.
Наиболее общим адаптационным процессом, не зависящим от того, меняется или нет район вселения мигранта или социально-экономический статус населенного пункта, является приспособление новосела к новой социально-демографической среде того места, куда вселяется мигрант.
Этот вид адаптации носит двусторонний характер.
С одной стороны, происходит процесс приспособления к новой социально-демографической среде,
79 9
[стр. 83]

происходит в рамках той же местности, но в населенный пункт другого по социальноэкономическому значению статуса (например, внутри той же области из села в город).
Наконец, в-четвертых, место вселения находится в другом районе, отличном своими природно-географическими условиями, и является населенным пунктом иного социальноэкономического статуса (например, из смоленского села в сибирский город).
Этим четырем вариантам переселений соответствуют всего три различных по природе адаптационных процесса.
Другие адаптационные процессы при всей их значимости никакого отношения к адаптации мигрантов не имеют.
Например, профессиональная или более широко производственная адаптация необходима всюду, где происходит смена места работы.
Рассматривая три адаптационных процесса, присущих только новоселам, мы не ставили перед собой задачи обосновать наиболее приемлемые для них термины, а ограничились описанием этих самостоятельных элементов адаптации новоселов.
Первым наиболее общим адаптационным процессом, не зависящим от того, меняется или нет район вселения мигранта или социально-экономический статус населенного пункта, является приспособление новосела к новой социально-демографической среде того места, куда вселяется мигрант.
Этот вид адаптации носит двусторонний характер.
С одной стороны, происходит процесс приспособления к новой социально-демографической среде,
установление новых родственных связей, знакомств и т.д.
С другой постепенное ослабевание старых родственных, земляческих, имущественных и иных связей.
Причем в первое время новые связи возникают наряду с сохранением старых.
Так, по данным В.М.
Моисеенко, среди обследованных мигрантов, занятых в текстильном производстве в Москве, 98,6 % сохраняли связи с местами выхода, но 82,2 % имели уже и новые связи (138.с.193-194).
Необходимость этого вида адаптации очень точно чувствовали переселенческие органы Советского государства в довоенные годы, как и переселенческие органы дореволюционной России.
В 30-е годы в практике сельскохозяйственного переселения в новые районы направляли целые колхозов или их бригады.
Были распространены такие общественные институты, как ходаки, землячество.
В послевоенных советских условиях это были поездки на новостройки комсомольскомолодежных отрядов и т.д.
Коллективные переселения не только в меньшей мере разрывают родственные, земляческие и иные социальные связи, но и в определенной степени переносят социально-демографические связи и отношения из районов выхода в места вселения мигрантов.
Заметим, что в современных условиях России компактные (по сути земляческие) формы расселения вынужденных мигрантов, в своей основе русских или русскоговорящих, были бы весьма эффективными, если бы не негативное отношение к ним со стороны жителей районов вселения, часто искусственно разжигаемое местной администрацией и различными общественными движениями.
Необходимость другого вида адаптации обусловлена тем, что наряду со сменой места жительства меняется и социально-экономический статус населенных мест.
Подобная адаптация необходима при переселении из небольших городских поселений в большие по людности города, например, из поселков городского типа в большой или средний город; тем более она неизбежна при вселении сельского мигранта в город.
Различия в образе жизни городских и сельских жителей затрудняют адаптационный процесс.
Сельский житель, попав в город, должен отказаться от многих привычных поступков и приспособиться к новым видам поведения.
В городе он сталкивается с иным ритмом жизни, иными отношениями живущих по соседству, их различными производственными интересами, иной системой домашнего хозяйства.
Трудности адаптации состоят также в различиях уровней и структуры социализации личности.
В исследованиях в определенной степени наиболее разработанным оказался вопрос адаптации сельских жителей в городах.
Т.И.
Заславской и ее коллегами на основе эмпирических исследований, проведенных в сибирском селе, было установлено, что сельский мигрант, попадая в новую городскую среду, проходит сложный процесс

[стр.,100]

Принципиальные положения Концепции.
Они сводятся, во-первых, к разделению таких понятий как готовность к миграции (мобильность) и переселение, реализация этой готовности.
С этими понятиями связано привнесение в миграционную проблематику социологических знаний, в частности, представлений о прожективном и реальном поведении; во-вторых, к отказу от одностороннего понимания процесса взаимодействия человека с новыми для него социальной средой и природно-географическими условиями; в-третьих, в вычленении из всего процесса его срединной части миграционных потоков, совокупность которых представляет некое множество прямых и обратных перемещений, структурированных по личностным и географическим характеристикам.
Приживаемость новоселов.
Та стадия миграционного процесса, начало которой в превращении мигранта в новосела, а конец в переходе новосела в состав старожилов, т.е.
постоянного населения конкретной территории.
Это не только процесс приспособления человека к новым условиям обитания (адаптация), но и приспособление условий жизни к потребностям человека (обустройство).
Адаптация новоселов.
Приспособление организма к условиям среды.
Нет адаптации вообще, она всегда носит предметный характер: адаптация мигрантов, рабочих на новых местах, новобранцев и др.
Адаптация мигрантов в сфере приживаемости включает: приспособление новосела к новой социально-демографической среде того места, куда вселился мигрант; к статусной специфике населенных мест (наиболее трудно проходит при миграции населения из сел в города, особенно крупные и крупнейшие); и к новым природно-географическим условиям.
Генетическая структура населения.
Это соотношение между лицами, родившимися в данной местности, и теми, кто туда вселился из других местностей, и выделение среди приезжих (в прошлом мигрантов) групп в зависимости от времени вселения.
Постоянное население.
К нему относятся коренное население данной территории, веками обитавшее там, адаптировавшееся к местным условиям; взрослое население из числа местных уроженцев всех поколений и их дети; приезжее население из других районов и их дети, если это население прожило в районе примерно 10 лет, в результате чего его миграционная подвижность стала такой же как и у местных уроженцев.
Условия -факторы -причины миграции.
Условия это все компоненты окружающей среды: естественной и социальной.
Факторы это лишь определенные компоненты объективных условий, их часть.
Набор этих компонентов определяется сущностью явления.
Быть или не быть тому или иному компоненту (естественному или социальному), окружающих человека условий, фактором, всецело зависит от природы конкретных явлений.
Для социальных процессов фактор и причина не тождественные понятия.
Причина это особая форма отношений между объективным и субъективным: факторами и потребностями.
Собственно потребности определяют круг тех объективных условий (компонентов), которые выступают факторами конкретных социальных процессов.
КИМСы.
Межрайонные связи характеризуются, прежде всего, мощностью миграционных потоков, зависящих от численности населения территорий, между которыми происходит обмен, и от их местоположения.
Результат этого обмена выражается в сольдо миграции или с помощью коэффициентов результативности миграционных связей ( КРМС).
Это отношение чисел выбывших к числам прибывших в промилле для любой пары районов.
Интенсивность миграционного обмена, не зависящая от численности населения как районов выхода, так и мест вселения, определяется с помощью коэффициентов интенсивности миграционных связей (КИМС).
Они рассчитываются делением структуры миграционных потоков всех районов выхода на структуру их численности населения (без населения района вселения).
Средняя величина КИМС всегда равна единице.

[Back]