Проверяемый текст
Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса.( Очерки теории и методов исследования). М.: Наука, 2001. - 114 с.
[стр. 80]

установление новых родственных связей, знакомств и т.д., а с другой постепенное ослабевание старых родственных, земляческих, имущественных и иных связей.
Если же имеют место коллективные переселения, то они способны не только разрывать родственные, земляческие и иные социальные связи, но и в определенной степени переносить социально-демографические связи и отношения из районов выхода в места вселения мигрантов.
Заметим, что в современных условиях России компактные (по сути земляческие) формы расселения вынужденных мигрантов
были бы весьма эффективными, если бы не негативное отношение к ним со стороны жителей районов вселения, часто искусственно разжигаемое местной администрацией и различными общественными движениями.
Мигранты привносят в жизнь принимающего общества культурное разнообразие, сформировавшиеся в иных условиях ценности, норы, обычаи и традиции.
У местного населения непохожесть мигрантов зачастую вызывает непонимание раздражение, приводя к возникновению взаимной нетерпимости и конфликтам.
Межкультурное взаимодействие осложняется тем, что мигранты о зачастую находятся в полной социальной изоляции от местного населения имеющиеся контакты являются кратковременными и носят эпизодический характер, и только единицы из них имеют друзей и близких знакомых среди местных.
Продолжая следовать нормам, принятым в собственной культуре, вынужденные переселенцы вызывают неприязнь местного населения.
Залогом успешной адаптации для вынужденных мигрантов служит установление дружеских связей, доброжелательных отношений с окружающими людьми.
Помимо важных социально-экономических причин, среди которых повышение конкуренции на рынке труда, обусловленное появлением на нем в большом количестве дешевой рабочей силы, увеличение нагрузки на социальную сферу региона и др., существует также ряд психологических причин, по которым мигранты и принимающее население испытывают затруднения в понимании и взаимодействии.
На пути установления доброжелательных отношений и продуктивных контактов между мигрантами и местными жителями стоят 80
[стр. 83]

происходит в рамках той же местности, но в населенный пункт другого по социальноэкономическому значению статуса (например, внутри той же области из села в город).
Наконец, в-четвертых, место вселения находится в другом районе, отличном своими природно-географическими условиями, и является населенным пунктом иного социальноэкономического статуса (например, из смоленского села в сибирский город).
Этим четырем вариантам переселений соответствуют всего три различных по природе адаптационных процесса.
Другие адаптационные процессы при всей их значимости никакого отношения к адаптации мигрантов не имеют.
Например, профессиональная или более широко производственная адаптация необходима всюду, где происходит смена места работы.
Рассматривая три адаптационных процесса, присущих только новоселам, мы не ставили перед собой задачи обосновать наиболее приемлемые для них термины, а ограничились описанием этих самостоятельных элементов адаптации новоселов.
Первым наиболее общим адаптационным процессом, не зависящим от того, меняется или нет район вселения мигранта или социально-экономический статус населенного пункта, является приспособление новосела к новой социально-демографической среде того места, куда вселяется мигрант.
Этот вид адаптации носит двусторонний характер.
С одной стороны, происходит процесс приспособления к новой социально-демографической среде, установление новых родственных связей, знакомств и т.д.
С другой постепенное ослабевание старых родственных, земляческих, имущественных и иных связей.

Причем в первое время новые связи возникают наряду с сохранением старых.
Так, по данным В.М.
Моисеенко, среди обследованных мигрантов, занятых в текстильном производстве в Москве, 98,6 % сохраняли связи с местами выхода, но 82,2 % имели уже и новые связи (138.с.193-194).
Необходимость этого вида адаптации очень точно чувствовали переселенческие органы Советского государства в довоенные годы, как и переселенческие органы дореволюционной России.
В 30-е годы в практике сельскохозяйственного переселения в новые районы направляли целые колхозов или их бригады.
Были распространены такие общественные институты, как ходаки, землячество.
В послевоенных советских условиях это были поездки на новостройки комсомольскомолодежных отрядов и т.д.
Коллективные переселения не только в меньшей мере разрывают родственные, земляческие и иные социальные связи, но и в определенной степени переносят социально-демографические связи и отношения из районов выхода в места вселения мигрантов.
Заметим, что в современных условиях России компактные (по сути земляческие) формы расселения вынужденных мигрантов,
в своей основе русских или русскоговорящих, были бы весьма эффективными, если бы не негативное отношение к ним со стороны жителей районов вселения, часто искусственно разжигаемое местной администрацией и различными общественными движениями.
Необходимость другого вида адаптации обусловлена тем, что наряду со сменой места жительства меняется и социально-экономический статус населенных мест.
Подобная адаптация необходима при переселении из небольших городских поселений в большие по людности города, например, из поселков городского типа в большой или средний город; тем более она неизбежна при вселении сельского мигранта в город.
Различия в образе жизни городских и сельских жителей затрудняют адаптационный процесс.
Сельский житель, попав в город, должен отказаться от многих привычных поступков и приспособиться к новым видам поведения.
В городе он сталкивается с иным ритмом жизни, иными отношениями живущих по соседству, их различными производственными интересами, иной системой домашнего хозяйства.
Трудности адаптации состоят также в различиях уровней и структуры социализации личности.
В исследованиях в определенной степени наиболее разработанным оказался вопрос адаптации сельских жителей в городах.
Т.И.
Заславской и ее коллегами на основе эмпирических исследований, проведенных в сибирском селе, было установлено, что сельский мигрант, попадая в новую городскую среду, проходит сложный процесс

[Back]