Это далеко не полный перечень фобий, но одного только перечисления их достаточно. для того, чтобы представить, насколько сложны и трудны процессы адаптации и интеграции мигрантов в принимающую среду, какого рода этносоциальные напряженности и конфликты могут возникать и возникают. Развитие мигрантофобии, как показывает опыт других принимающих обществ, связано с числом мигрантов. Стоит доле иноэтничных мигрантов вырасти до 10%, как сразу происходит всплеск фобий. Во многом это объясняется тем, что местные общества оказались не в состоянии «переварить» в культурном отношении многочисленное пришлое население, отличное от них в религиозном, языковом и антропологическом отношениях. В такой ситуации чрезвычайно актуальны программы, направленные на установление духа терпимости, воспитание культуры мира, развитие межкультурного понимания. Первостепенную роль здесь играет социальная политика, идеология, проводимая через средства массовой информации и воздействующая одновременно на сознание больших групп людей. Неизбежным следствием массовых этнических перемещений является процесс межкультурного взаимодействия мигрантов с представителями принимающей культуры, психологической адаптации их к новым этнои социокультурным условиям. Проблемы межкультурной адаптации стали интенсивно разрабатываться в мировой науке в начале XX века. Первоначально межкультурная адаптация рассматривалась как феномен группового уровня, как процесс изменения в культуре группы, и лишь позднее было введено понятие психологической аккультурации, обозначающее изменения в психологии индивида. Обратимся к анализу основных теорий, раскрывающих процесс адаптации и аккультурации мигрантов к новым этнокультурным условиям. Большинство этих теорий возникло и оформилось в рамках концепции «культурного шока», которая исходит из постулата, что вхождение индивидов в иную культуру зачастую сопровождается глубоким психическим потрясением, так называемым «культурным шоком», представляющим собой шок от встречи 84 |
15 вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка". Таким образом, согласно законодательно принятым определениям беженца и вынужденного переселенца, основное различие между ними заключается лишь в наличии (отсутствии) гражданства РФ. Поэтому, исходя из этих формулировок, мы в нашем исследовании категории беженцев и вынужденных переселенцев не разделяем и особых различий между ними не делаем. Тем более, что исследуемые нами русские беженцы из ближнего зарубежья, как правило, в течение года намеревались принять гражданство РФ и поменять статус беженца на статус вынужденного переселенца. Исходя из этого, в нашей работе, понятия "беженец", "вынужденный переселенец", "мигрант", "иммигрант" будут употребляться в качестве синонимов и относиться к тем этническим россиянам, которые, почувствовав себя неуютно в бывших братских республиках, мигрируют в Россию с целью стать полноправными ее гражданами. В связи с этим вынужденную миграцию русских жителей бывших союзных республик, а ныне новых и независимых государств, на свою историческую родину мы склонны относить к блоку этнических или этноизбирательных миграций. Неизбежным следствием массовых этнических перемещений является процесс межкультурного взаимодействия мигрантов с представителями принимающей культуры, психологической адаптации их к новым этнои социокультурным условиям. Проблемы межкультурной адаптации стали интенсивно разрабатываться в мировой науке в начале ХХ века. Первоначально межкультурная адаптация рассматривалась как феномен группового уровня, как процесс изменения в культуре группы, и лишь позднее было введено понятие психологической 16 аккультурации, обозначающее изменения в психологии индивида. Начиная с 50-х годов ХХ века, интерес к проблемам межкультурной адаптации усиливается среди психологов Австралии, Англии, Канады, США и других стран, отличающихся массовым наплывом инокультурных эмигрантов, когда на повестку дня этих стран был довольно остро поставлен вопрос по включению выходцев из других культур в культуру принимающей страны (Furnham, Bochner, 1986). В связи с этим в мировой науке накоплен значительный эмпирический и теоретический материал по разработке проблемы психологической адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде, которая, по праву, принадлежит к числу наиболее сложных и неоднозначных проблем. Обратимся к анализу имеющихся в современной кросскультурной психологии основных теорий, раскрывающих процесс адаптации и аккультурации мигрантов к новым этнокультурным условиям. Большинство этих теорий возникло и оформилось в рамках концепции "культурного шока", разрабатываемой на стыке кросскультурной психологии и психиатрии. Эта концепция исходит из постулата, что вхождение индивидов в иную культуру зачастую сопровождается глубоким психическим потрясением, так называемым "культурным шоком". Культурный шок — это шок от встречи с новой и незнакомой культурой. Он почти всегда ощущается как неприятный отчасти потому, что он неожидан, а отчасти потому, что он может привести к негативной оценке собственной культуры (Furnham, Bochner, 1986, p.46). Одним из первых ученых, использовавших этот термин, был антрополог К.Оберг, который выявил 6 основных составляющих культурного шока: — напряжение, к которому приводят усилия, требуемые для достижения необходимой психологической адаптации; — чувство потери или лишения (друзей, статуса, профессии, собственности); — чувство отверженности представителями новой культуры или отвержения их; |