этнокультурной идентичности^ 1]. Эти данные нашли свое подтверждение в исследованиях, проведенных Е.И Филиповой в восьми областях РФ. Чем больше величина культурной дистанции между регионом исхода и регионом вселения, тем более глубокие деструктивные изменения влечет за собой миграция[153]. Наряду с фактором культурной дистанции на успешность процесса адаптации этнических мигрантов влияют также степень толерантности принимающего общества к иным системам ценностей и культурным особенностям [187]. Объяснить различия в адаптации различных переселенческих групп позволяет теория социальной поддержки, которая также предлагает некоторые способы преодоления “культурного шока”. Согласно этой теории, в результате миграции “рвутся” значимые для человека социальные и эмоциональные связи, что весьма деструктивно влияет на его психическое здоровье. Поэтому так важны для мигранта, находящегося в иноэтничном окружении, связи с соотечественниками. Как считают С.Кохен и С.Ноберман, авторы теории “социальной поддержки”, сохранение своего этнического окружения особенно в начальный период проживания мигрантов в новой культурной среде, выступает в качестве буфера для психических расстройств[183]. В то же время есть противоположное мнение: проживание иммигрантов в гомогенных национальных группах затрудняет их адаптацию и интегрированность с коренными жителями[186]. Ряд ученых, при исследовании различных групп мигрантов, получили идентичные результаты: мигранты, имеющие более тесные неформальные связи с местными жителями, чем с соотечественниками и имеющие близких друзей среди местного населения быстрее и успешнее овладевают навыками новой культуры[191]. Наряду с эмоциональной поддержкой, направленной на сохранение адекватной самооценки и самоуважения мигрантов, не менее важными в процессе их адаптации в новой среде являются также информационная и инструментальная поддержка. Так, исследуя социально-психологическую 86 |
21 В отечественной науке также проводились исследования по измерению субъективного восприятия "близости-удаленности" культур и изучению влияния фактора "культурной дистанции" на этнокультурную адаптацию переселенцев на примере групп русских старожилов в Закавказье (Лебедева, 1990, 1993; Комарова, Степанов, 1990) и русских переселенцев из бывших советских республик в России (Филиппова, 1997в). Так, Н.М.Лебедевой получены интересные данные о том, что, чем более "далекой", непохожей на собственную, воспринимается культура, с которой взаимодействуют представители адаптирующейся этнической группы, тем сильнее в данной группе могут развиваться механизмы психологической защиты. Эти механизмы в виде усиления внутригрупповой суггестии (позитивного образа "мы") и внешнегрупповой контрсуггестии (негативного образа "они") направлены на перцептивное "отдаление" от культуры, воспринимаемой как "далекая", в целях сохранения собственной этнокультурной идентичности (Лебедева, 1993, c.105). Эти данные нашли свое подтверждение также в исследованиях, проведенных Е.И.Филипповой в восьми областях РФ. Чем больше величина культурной дистанции между регионом исхода и регионом вселения, тем более глубокие деструктивные изменения влечет за собой миграция (Филиппова, 1997). Наряду с фактором культурной дистанции на успешность процесса адаптации этнических мигрантов влияют также степень толерантности принимающего общества к иным системам ценностей и культурным особенностям, а также степень устойчивости-гибкости индивидуальной системы ценностей и установок (Feather, Waseiliuk, 1973; Feather, Rudzitis, 1974; Hofstede, 1984). Предполагается существование ряда индивидуальных ценностей, которые оказывают положительное влияние на сроки и успешность адаптации, например, стоицизм и саморегуляция (Cochrane, 1983). Степень выраженности культурного шока определяется и другими индивидуально-личностными характеристиками. К индивидуальным относятся пол, возраст, образование. Правда, как показывают эмпирические исследования, роль таких демографических характеристик, как пол и возраст мигрантов в 23 Существующий пробел в этом аспекте в некоторой степени восполняет теория социальной поддержки. Согласно этой теории, в результате миграции "рвутся" значимые для человека социальные и эмоциональные связи, что весьма деструктивно влияет на его психическое здоровье. Поэтому так важны для мигранта, находящегося в иноэтничном окружении, связи с соотечественниками. Сохранение своего этнического окружения, как считают С.Кохен и С.Ноберман, авторы теории "социальной поддержки", особенно в начальный период проживания мигрантов в новой культурной среде, выступает в качестве буфера для психических расстройств (Cohen, Noberman, 1983). В то же время есть противоположное мнение: проживание иммигрантов в гомогенных национальных группах затрудняет их адаптацию и интегрированность с коренными жителями (Furnham, Bochner, 1986). Ряд ученых, при исследовании различных групп мигрантов, получили идентичные результаты: мигранты, имеющие более тесные неформальные связи с местными жителями, чем с соотечественниками, имеющие близких друзей среди местного населения, быстрее и успешнее овладевают навыками новой культуры (Krupinski, 1975; Richardson, 1974; Shaltuk, 1965). Наряду с эмоциональной поддержкой, направленной на сохранение адекватной самооценки и самоуважения мигрантов, не менее важными в процессе их адаптации в новой среде являются также информационная и инструментальная поддержка. Так, исследуя социально-психологическую адаптацию этнических немцев, выехавших из России и стран СНГ в Германию, В.П.Поздняков и Л.В.Ключникова подчеркивают, что оказание действенной помощи со стороны принимающего государства (инструментальная поддержка) является существенным фактором, облегчающим их адаптацию в германском обществе. Авторы выделяют различные формы инструментальной поддержки. "Это: 1) выплата пособий, 2) предоставление временного жилья, 3) обучение языку, 4) предоставление кредитов, лечение"(Поздняков, Ключникова, 1997, с.338). Как правило, проблема "культурного шока" рассматривается в контексте так называемой U-образной кривой приспособления |