адаптацию этнических немцев, выехавших из России и стран СНГ в Германию, В.П. Поздняков и Л.В. Ключникова подчеркивают, что оказание действенной помощи со стороны принимающего государства (инструментальная поддержка) является существенным фактором, облегчающим их адаптацию в германском обществе. Авторы выделяют такие формы инструментальной поддержки, как выплата пособий, предоставление временного жилья, обучение языку, предоставление кредитов, лечение [110]. Как правило, проблема “культурного шока” рассматривается в контексте так называемой U-образной кривой приспособления мигрантов к новой культуре. Согласно данной концепции, переселенцы в процессе адаптации последовательно проходят несколько стадий. Независимо от количества выделяемых исследователями стадий процесса адаптации: три[185] или пять[190], формируется U-образная кривая: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо. Так, по Г. Триандису, первый этап адаптации сопровождается энтузиазмом, большими надеждами и некоторой эйфорией у перемещенных лиц. На смену первому этапу, называемому “медовым месяцем”, приходит второй — этап разочарований, фрустрации, депрессии, взаимного непринятия и непонимания с местными жителями. В результате этого мигранты отдаляются от коренного населения, ища поддержку и утешение в общении со “своими”. Указанные симптомы культурного шока могут достигать своего апогея на третьем этапе, приводя к серьезным болезням и чувству полной беспомощности. На этом этапе не исключены случаи возвращения мигрантов в прежнюю среду. Четвертый этап характеризуется медленной сменой состояния подавленности оптимизмом, возникновением чувства уверенности и удовлетворенности. Наконец, на пятом этапе достигается полное соответствие индивида требованиям новой культурной среды и процесс адаптации можно считать завершенным. Однако результаты эмпирических исследований, проведенных в последние годы, опровергают универсальность U-образной кривой 87 |
23 Существующий пробел в этом аспекте в некоторой степени восполняет теория социальной поддержки. Согласно этой теории, в результате миграции "рвутся" значимые для человека социальные и эмоциональные связи, что весьма деструктивно влияет на его психическое здоровье. Поэтому так важны для мигранта, находящегося в иноэтничном окружении, связи с соотечественниками. Сохранение своего этнического окружения, как считают С.Кохен и С.Ноберман, авторы теории "социальной поддержки", особенно в начальный период проживания мигрантов в новой культурной среде, выступает в качестве буфера для психических расстройств (Cohen, Noberman, 1983). В то же время есть противоположное мнение: проживание иммигрантов в гомогенных национальных группах затрудняет их адаптацию и интегрированность с коренными жителями (Furnham, Bochner, 1986). Ряд ученых, при исследовании различных групп мигрантов, получили идентичные результаты: мигранты, имеющие более тесные неформальные связи с местными жителями, чем с соотечественниками, имеющие близких друзей среди местного населения, быстрее и успешнее овладевают навыками новой культуры (Krupinski, 1975; Richardson, 1974; Shaltuk, 1965). Наряду с эмоциональной поддержкой, направленной на сохранение адекватной самооценки и самоуважения мигрантов, не менее важными в процессе их адаптации в новой среде являются также информационная и инструментальная поддержка. Так, исследуя социально-психологическую адаптацию этнических немцев, выехавших из России и стран СНГ в Германию, В.П.Поздняков и Л.В.Ключникова подчеркивают, что оказание действенной помощи со стороны принимающего государства (инструментальная поддержка) является существенным фактором, облегчающим их адаптацию в германском обществе. Авторы выделяют различные формы инструментальной поддержки. "Это: 1) выплата пособий, 2) предоставление временного жилья, 3) обучение языку, 4) предоставление кредитов, лечение"(Поздняков, Ключникова, 1997, с.338). Как правило, проблема "культурного шока" рассматривается в контексте так называемой U-образной кривой приспособления 24 мигрантов к новой культуре. Согласно данной концепции, переселенцы в процессе адаптации последовательно проходят несколько стадий. Независимо от количества выделяемых исследователями стадий процесса адаптации: три (Berry, Portinga, Segall, Dasen, 1992) или пять (Triandis, 1994), формируется U-образная кривая: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо. Так, по Г.Триандису, первый этап адаптации сопровождается энтузиазмом, большими надеждами и некоторой эйфорией у перемещенных лиц. На смену первому этапу, называемому "медовым месяцем", приходит второй — этап разочарований, фрустрации, депрессии, взаимного непринятия и непонимания с местными жителями. В результате этого мигранты отдаляются от коренного населения, ища поддержку и утешение в общении со "своими". Указанные симптомы культурного шока могут достигать своего апогея на третьем этапе, приводя к серьезным болезням и чувству полной беспомощности. На этом этапе не исключены случаи возвращения мигрантов в прежнюю среду. Четвертый этап характеризуется медленной сменой состояния подавленности оптимизмом, возникновением чувства уверенности и удовлетворенности. Наконец, на пятом этапе достигается полное соответствие индивида требованиям новой культурной среды и процесс адаптации можно считать завершенным. По мнению ряда исследователей, визитеры, успешно адаптировавшиеся в стране пребывания, при возвращении на родину испытывают так называемый "шок возвращения" и проходят через те же стадии реадаптации: радость от встречи с домом, друзьями сменяется критическим или даже негативным (с позиций усвоенной чужой культуры) отношением к некоторым особенностям своей культуры. И лишь постепенно происходит привыкание к жизни в родной стране. Поэтому процесс адаптации для визитеров приобретает форму W-образной кривой. Однако результаты эмпирических исследований, проведенных в последние годы, опровергают универсальность Uили Wобразной кривой приспособления мигрантов к новой культуре, так как далеко не для всех групп мигрантов характерно |