Проверяемый текст
Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в Рос-сии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. 252 с.
[стр. 89]

принятие ассимиляция, т.с.
постепенное добровольное или принудительное
обычаев, верований, норм доминантной группы вплоть до полного растворения в ней; —сегрегация, т.е.
курс на раздельное развитие групп; интеграция, т.е.
сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.
Автор данной модели называет и четыре возможных результата межкультурных контактов для индивида.
В процессе адаптации
“перебежчик’ отбрасывает собственную культуру в пользу чужой, ‘шовинист” — чужую в пользу собственной, “маргинал” колеблется между двумя культурами, “посредник” синтезирует две культуры, являясь их связующим звеном[182].
Согласно теории Дж.
Берри, аккультурация представляет собой сложный далеко не бесконфликтный процесс межкультурногои взаимодействия.
Взаимодействие выделенных
Берри двух факторов поддержания культуры и участия в межкультурных контактах определяет четыре основные стратегии аккультурации (или адаптации): ассимиляцию, сепарацию, маргинализацию, интеграцию.
Интеграция является наиболее успешной стратегией адаптации в новой культуре, так как предполагает освоение и
овладение навыками этой культуры до достижения полной социальной адекватности в ней.
Причем, подчеркнем, приобретение знаний о новой культуре предполагает не разрыв с собственной культурой в пользу ценностей другого народа, а сохранение также своей культурной индивидуальности.
В социально-психологическом плане это наиболее позитивный вид межкультурного взаимодействия, так как представители разных культур стремятся преодолеть межкультурный барьер, понять и принять другое видение мира, и признается право личности на культурное своеобразие и равные возможности существования.
Данная теория традиционно применялась для изучения
межкультурного взаимодействия между представителями, принадлежащими к разным этническим группам.
89
[стр. 26]

26 — геноцид, т.е.
уничтожение противостоящей группы; — ассимиляция, т.е.
постепенное добровольное или принудительное
принятие обычаев, верований, норм доминантной группы вплоть до полного растворения в ней; — сегрегация, т.е.
курс на раздельное развитие групп; — интеграция, т.е.
сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.
Автор данной модели называет и четыре возможных результата межкультурных контактов для индивида.
В процессе адаптации
"перебежчик" отбрасывает собственную культуру в пользу чужой, "шовинист" — чужую в пользу собственной, "маргинал" колеблется между двумя культурами, "посредник" синтезирует две культуры, являясь их связующим звеном (Bochner, 1982).
Но почему — даже при схожих отношениях между группами — на индивидуальном уровне одни люди становятся "маргиналами", а другие — "посредниками", одни остаются "шовинистами", а другие полностью ассимилируются? — этот вопрос, как справедливо отмечает Т.Г.Стефаненко, в социальной психологии остается пока открытым (Стефаненко, 1998).
Сходная концептуальная схема аккультурации — последствий межкультурного контакта для группы — предложена Дж.Берри (Berry, 1996), которая с начала 90-х годов ХХ века становится наиболее предпочитаемой и адекватной моделью аккультурации.
Он показал сложность и конфликтность процесса аккультурации: люди не могут легко и безболезненно изменяться, адаптируясь в инонациональной среде.
Процесс аккультурации может быть реактивным — усиливающим сопротивление изменениям в контактирующих культурах, творчески стимулирующим появление новых элементов и культурных форм, которые не встречались до контакта ни в одной из культур, и запаздывающим в восприятии изменений, проявляющихся после контакта.
Дж.Берри определяет аккультурацию как результат взаимодействия культурных и психологических процессов (Berry, 1996).


[стр.,29]

29 норм, ценностей, образцов поведения.
При этом успешность адаптации предполагает достижение социальной и психологической интеграции с другой культурой без потери богатств собственной.
Признание важности и необходимости для мигранта усвоения норм и ценностей новой культуры привело в последнее время к появлению большого количества исследований в русле теории тренинга социальных навыков.
Из данной теории следует, что психологические трудности адаптации в новой культуре проистекают вследствие отсутствия у мигрантов необходимых культурных знаний и навыков, и помочь овладеть им подобными знаниями и навыками могут специально организованные культурные тренинги.
Несмотря на то, что существуют несколько типов программ подготовки индивидов к межкультурному взаимодействию (тренинг самосознания, когнитивный тренинг, тренинг атрибуции, поведенческий тренинг, обучение практическим навыкам) (Brislin, 1979), общим для них является то, что мигрант получает ответы на вопросы о том, как он может наладить межличностные контакты в новом для него окружении, как овладеть ценностями, нормами, ролевыми структурами чужой культуры (Cultures in Contact: Studies..., 1982).
С позиций данного подхода, опыт знакомства с новой культурой можно выделить в качестве важнейшего фактора, оказывающего влияние на процесс социокультурной адаптации.
Итак, анализ имеющихся в зарубежной литературе теоретических концепций позволяет сделать вывод о том, что наиболее предпочитаемой и адекватной моделью адаптации групп к иной культуре является теория аккультурации Дж.Берри.
Согласно данной теории, аккультурация представляет собой сложный и далеко не бесконфликтный процесс межкультурного взаимодействия.
Взаимодействие выделенных
Дж.Берри двух факторов — поддержания культуры и участия в межкультурных контактах — определяет четыре основные стратегии аккультурации (или адаптации): ассимиляцию, сепарацию, маргинализацию, интеграцию.
Интеграция является наиболее успешной стратегией адаптации в новой культуре, так как предполагает освоение и


[стр.,30]

30 овладение навыками этой культуры до достижения полной социальной адекватности в ней.
Причем, подчеркнем, приобретение знаний о новой культуре предполагает не разрыв с собственной культурой в пользу ценностей другого народа, а сохранение также своей культурной индивидуальности.
В социально-психологическом плане это наиболее позитивный вид межкультурного взаимодействия, так как представители разных культур стремятся преодолеть межкультурный барьер, понять и принять другое видение мира, и признается право личности на культурное своеобразие и равные возможности существования.
Данная теория традиционно применялась для изучения
процесса межкультурного взаимодействия между представителями, принадлежащими к разным этническим группам.
Однако становится очевидным, что она может быть успешно применена и для исследования межкультурных контактов между отдельными группами одного и того же этноса, для их адаптации к новым социокультурным условиям.
В частности, для исследования социокультурной адаптации локальных групп русского этноса, сформировавшихся за пределами материнского этноса и вернувшихся на его территорию.
Применительно к предмету нашего исследования, можно сказать, что вынужденные русские репатрианты из ближнего зарубежья, следуя определенной логике развития этнои социокультурных процессов, включаются в процесс адаптации к новым условиям жизни в российском обществе.
Опираясь на теорию аккультурации Дж.Берри, мы можем очертить круг вопросов, которые подлежат решению в ходе нашего эмпирического исследования: Каковы основные направления процесса аккультурации (или адаптации) переселенческих групп, прибывших из стран ближнего зарубежья в Россию? Какие стратегии адаптации выбираются в группе переселенцев чаще всего? Как часто переселенцы стремятся к реализации наиболее успешного типа адаптации — интеграции? Теория аккультурации Берри, имея важное значение для разработки теоретико-методологической основы исследования, применима для решения поставленных выше вопросов на

[Back]