Проверяемый текст
Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в Рос-сии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. 252 с.
[стр. 90]

Применительно к предмету нашего исследования, можно сказать, что вынужденные мигранты из ближнего зарубежья, следуя определенной логике развития этнои социокультурных процессов, включаются в процесс адаптации к новым условиям на территории Краснодарского края.
Стоит отметить, что теория аккультурации Берри, имея важное значение для разработки теоретико-методологической основы исследования, применима для решения поставленных выше вопросов на групповом уровне анализа, но в то же время она имеет определенные ограничения для решения проблемы адаптации переселенцев на личностном уровне анализа.
Так, данная теория не в состоянии ответить на следующие вопросы: Какие личностные факторы являются определяющими при выборе переселенцами той или иной стратегии адаптации? При каких условиях выбор наиболее успешного варианта адаптации интеграции — будет внутренне необходимым процессом для представителей каждой из взаимодействующих групп? Какие мотивы побуждают представителен разных культур стремиться к преодолению межкультурного барьера, пониманию и принятию другого видения мира, признанию права личности на культурное своеобразие, и тем самым — на равные возможности и взаимную толерантность? Успешность или неуспешность адаптации мигрантов будет определяться также внутренней, мотивационной структурой личности, которая определяет выбор и реализацию мигрантом соответствующей стратегии поведения В соответствии с целью реализовать свою базовую потребность принадлежать к позитивно оцениваемой, имеющей высокий статус этнической группе, мигранты будут стремиться к социокультурной адаптации, вступая во взаимоотношения с жителями края.
В результате таких взаимоотношений мигранты осознают себя «другими» и испытывают так называемый стресс аккультурации», в основе которого лежат, во-первых, этнокультурные различия, в во-вторых социокультурные различия, связанные с различиями в формировании социальной структуры мигрантов и местного населения.
90
[стр. 30]

30 овладение навыками этой культуры до достижения полной социальной адекватности в ней.
Причем, подчеркнем, приобретение знаний о новой культуре предполагает не разрыв с собственной культурой в пользу ценностей другого народа, а сохранение также своей культурной индивидуальности.
В социально-психологическом плане это наиболее позитивный вид межкультурного взаимодействия, так как представители разных культур стремятся преодолеть межкультурный барьер, понять и принять другое видение мира, и признается право личности на культурное своеобразие и равные возможности существования.
Данная теория традиционно применялась для изучения процесса межкультурного взаимодействия между представителями, принадлежащими к разным этническим группам.
Однако становится очевидным, что она может быть успешно применена и для исследования межкультурных контактов между отдельными группами одного и того же этноса, для их адаптации к новым социокультурным условиям.
В частности, для исследования социокультурной адаптации локальных групп русского этноса, сформировавшихся за пределами материнского этноса и вернувшихся на его территорию.
Применительно к предмету нашего исследования, можно сказать, что вынужденные
русские репатрианты из ближнего зарубежья, следуя определенной логике развития этнои социокультурных процессов, включаются в процесс адаптации к новым условиям жизни в российском обществе.
Опираясь на теорию аккультурации Дж.Берри, мы можем очертить круг вопросов, которые подлежат решению в ходе нашего эмпирического исследования: Каковы основные направления процесса аккультурации (или адаптации) переселенческих групп, прибывших из стран ближнего зарубежья в Россию? Какие стратегии адаптации выбираются в группе переселенцев чаще всего? Как часто переселенцы стремятся к реализации наиболее успешного типа адаптации — интеграции? Теория аккультурации Берри, имея важное значение для разработки теоретико-методологической основы исследования, применима для решения поставленных выше вопросов на

[стр.,31]

31 групповом уровне анализа.
В то же время она имеет определенные ограничения для решения проблемы адаптации переселенцев на личностном уровне анализа.

Данная теория не в состоянии ответить на
вопросы следующего типа: Какие же личностные факторы являются определяющими при выборе переселенцами той или иной стратегии адаптации? При каких условиях выбор наиболее успешного варианта адаптации — интеграции — будет внутренне необходимым процессом для представителей каждой из взаимодействующих групп? Какие мотивы побуждают представителей разных культур стремиться к преодолению межкультурного барьера, пониманию и принятию другого видения мира, признанию права личности на культурное своеобразие, и тем самым — на равные возможности и взаимную толерантность? Решение этих вопросов, на наш взгляд, тесно переплетается с проблемой мотивов этнических миграций.
Следовательно, успешность или неуспешность адаптации мигрантов будет определяться также внутренней, мотивационной структурой личности, зависеть от иерархии мотивов личности, которые побуждают ее к миграции и которые впоследствии, очевидно, будут определять выбор и реализацию ею соответствующей стратегии поведения.


[стр.,65]

65 В едином процессе социально-психологической адаптации нам представляется целесообразным выделить социокультурную адаптацию (или аккультурацию), как процесс, в результате которого происходит изменение внешних поведенческих стратегий индивида в ответ на требования новой социокультурной среды, и психологическую адаптацию, как процесс, в результате которого достигается внутреннее равновесие, психологическая удовлетворенность в новом социокультурном контексте.
В соответствии с разрабатываемым подходом мы считаем, что в результате социально-политических изменений, произошедших после распада СССР, русские ближнего зарубежья переживают кризис социальной (этнической) идентичности.
Негативные симптомы этого кризиса проявляются в ощущении этнической дискриминации, переживании различных негативных чувств, связанных с принадлежностью к русскому этносу, сомнением в собственной позитивной социальной группе, потерей самоуважения.
С целью реализовать свою базовую потребность
в самоуважении, принадлежности к позитивно оцениваемой, имеющей высокий субъективный статус социальной группе, русские из бывших союзных республик мигрируют на свою этническую Родину.
Возвращаясь на историческую Родину и вступая во взаимодействие с этнически родственным им русским населением принимающих территорий РФ, русские переселенцы осознают себя "другими" и испытывают так называемый "стресс аккультурации".
В основе
стресса аккультурации лежат, вопервых, этнокультурные различия, являющиеся следствием длительных межэтнических контактов и этнокультурных заимствований групп русского населения, проживающих в отрыве от основного этнического массива.
Во вторых, — социокультурные различия, связанные с различиями в формировании социальной структуры
русского этноса в России и его локальных групп за ее пределами.
В то же время, несмотря на определенные этнои социокультурные особенности переселенцев, существует культурно-психологическая близость между представителями русского приезжего и русского коренного населения России.

[Back]