В то же время, несмотря на определенные этнои социокультурные особенности переселенцев, существует культурно-психологическая близость между представителями коренного населения края и вынужденных переселенцев большинство мигрантов знают русский язык и знакомы с основными чертами культуры, но изменилось социокультурное окружение, что требует от переселенцев установления новых социальных связей, нахождения своего места в новых для них условиях, профессиональной реализации,в встраивания себя в систему уже сложившихся социокультурных отношений. Данное требование ставит перед переселенцами задачу выбора и реализации соответствующей адаптационной стратегии. Стоит отметить, что наиболее приемлемый путь обретения вынужденными переселенцами новой позитивной (общей с местными жителями края) социальной идентичности это путь интеграции, предполагающий как освоение новых норм, ценностей, образцов поведения в новой среде, так и сохранение своих культурных особенностей. Обретение переселенцами позитивной групповой определенности в новой социокультурной среде будет идти по пути идентификации себя со своим этносом, сохранения позитивного отношения к представителям своей группы и формирования позитивного отношения к представителям принимающей группы (коренных жителей края). Движение по пути приобретения новой позитивной, общей в некоторых аспектах с коренными жителями, идентичности, адекватной изменившимся социально-культурным экономическим и политическим условиям жизни в российском обществе, невозможно без установления контактов с местным населением принимающих территорий. Таким образом, стремление к установлению самых широких взаимоотношений с новым социальным окружением является необходимым условием успешности адаптации. Важную роль в поддержании позитивной социальной (этнической) идентичности переселенцев играет культура, в связи с чем, важнейшим 91 |
66 Культура в основных своих чертах для русских переселенцев не изменилась: им не нужно осваивать русские традиции, русский язык, но изменилось социокультурное окружение. И это требует от переселенцев установления новых социальных связей, нахождения своего места в новых для них условиях, профессиональной реализации, встраивания себя в систему уже сложившихся социокультурных отношений. Данное требование ставит перед переселенцами задачу выбора и реализации соответствующей адаптационной стратегии. Мы считаем, что принимающее общество не оказывает давления на вынужденных переселенцев, они свободны в выборе той или иной стратегии адаптации. Основными стратегиями адаптации переселенцев в новой среде будут ассимиляция, сегрегация и интеграция. Наиболее приемлемый путь обретения вынужденными переселенцами новой позитивной (общей с местными жителями РФ) социальной идентичности — это путь интеграции, предполагающий как освоение новых норм, ценностей, образцов поведения в новой среде, так и сохранение своих культурных особенностей. Обретение переселенцами позитивной групповой определенности в новой социокультурной среде будет идти по пути идентификации себя со своим (русским) этносом, сохранения позитивного отношения к представителям своей группы (мигранты из ближнего зарубежья) и формирования позитивного отношения к представителям принимающей группы (коренные жители России). Движение по пути приобретения новой позитивной (общей с коренными жителями) идентичности, адекватной изменившимся социально-культурным, экономическим и политическим условиям жизни в российском обществе, невозможно без установления контактов с местным населением принимающих территорий. Поэтому стремление к установлению самых широких взаимоотношений с новым социальным окружением является необходимым условием или фактором успешности адаптации. Важную роль в поддержании позитивной личностной и социальной (этнической) идентичности переселенцев играют этнокультурные заимствования от культуры тех народов, в среде 177 любую ситуацию как проблемную, нестандартную, творческую. Тем самым мы получили представление о преобладании у представителей вынужденно мигрирующего населения неагрессивного способа реагирования, о "перевесе" установок на кооперацию над установками на конфронтацию. Стремление к активному сотрудничеству, установлению дружеских связей с социальным окружением, межгрупповая толерантность являются важнейшими показателями, повышающими адаптивный потенциал переселенцев в новой социокультурной среде. Попадая в новую социокультурную среду, мигранты из стран ближнего зарубежья включают так называемый "активизационный механизм" адаптации. Высокая активность является основой формирования стенического типа реагирования, связанного с повышением эмоциональной напряженности, со значительными как физиологическими, так и психологическими затратами, направленными на достижение значимых целей в новых для них условиях. Обретение переселенцами позитивной групповой определенности в новой социокультурной среде идет по пути идентификации себя со своим (русским) этносом, сохранения позитивного отношения к представителям своей группы (мигранты из ближнего зарубежья) и формирования позитивного отношения к представителям принимающей группы (коренные жители России). Движение по пути приобретения новой позитивной (общей с коренными жителями) идентичности, адекватной изменившимся социально-культурным, экономическим и политическим условиям жизни в российском обществе, невозможно без установления контактов с местным населением принимающих территорий. А это в свою очередь доказывает, что налаживание самых широких отношений с новым окружением является необходимым показателем успешной адаптации русских вынужденных переселенцев в России. Важную роль в поддержании позитивной социальной (этнической) идентичности переселенцев играют этносоциокультурные заимствования от культуры тех народов, в среде которых они проживали до переезда на свою историческую родину. Тем самым доказывается важность для успешной 229 социально-психологической адаптации в новой социокультурной среде. Наиболее приемлемый путь выхода из кризиса идентичности и обретения вынужденными переселенцами новой позитивной (общей с коренными жителями РФ) социальной идентичности — это путь интеграции, предполагающий как освоение новых норм, ценностей, образцов поведения в новой культуре, так и сохранение своих культурных особенностей. Движение по пути приобретения новой позитивной идентичности, адекватной изменившимся социальнокультурным, экономическим и политическим условиям жизни в российском обществе, невозможно без установления контактов с коренным населением принимающих территорий. А это, в свою очередь, доказывает важность действия такого социальнопсихологического фактора, как установки на налаживание самых широких отношений с новым окружением в процессе адаптации русских вынужденных переселенцев в России. Обретение переселенцами позитивной групповой определенности в новой социокультурной среде идет по пути идентификации себя со своим (русским) этносом, сохранения позитивного отношения к представителям своей группы (мигранты из ближнего зарубежья) и формирования позитивного отношения к представителям принимающей группы (коренные жители России). Важную роль в поддержании позитивной социальной идентичности для переселенцев играют этнои социокультурные заимствования от культуры тех народов, в среде которых они проживали до переезда на свою историческую родину. Установки на сохранение русскими переселенцами особенностей, отличающих их от коренного русского населения, — существенный фактор, способствующий уменьшению "стресса аккультурации", выступающий в качестве живительного источника для поддержания позитивной групповой идентичности, особенно на первых порах жизни в России, и тем самым облегчающий процесс адаптации. Однако влияние этого фактора, как показали данные исследования, неоднозначно. В одних условиях он способствует эффективности адаптации, в других направлен на отчужденность |