Проверяемый текст
Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в Рос-сии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. 252 с.
[стр. 94]

На групповом уровне анализа и выбору реализации переселенцами стратегии адаптации, как интеграция вызванного резко изменившимися социальными условиями, будут способствовать: -установки на сохранение мигрантами своего культурного своеобразия; -установки на налаживание широких взаимоотношений с коренным населением принимающих территорий края; приобретение новой позитивной (общей с местными жителями) идентичности, адекватной изменившимся социальнокультурным, экономическим и политическим условиям жизни; На личностном уровне успешность адаптации будет определяться внутренней мотивационной структурой личности, и зависеть от иерархии ее мотивов.
Стремление к удовлетворению потребностей высшего уровня: потребностей в самоуважении и самоактуализации, на наш взгляд, будет ведущим условием выбора и реализации переселенцами стратегии интеграции.

Учитывая ту важную роль, которую играет процесс этносоциальной адаптации и интеграции мигрантов в Краснодарском крае, мы предлагаем методику анализа проблемы, отличительными особенностями которой являются: применение разных уровней анализа процесса адаптации мигрантов в новой социокультурной среде (социальный и индивидуально-личностностный); выявление факторов успешной адаптации мигрантов на индивидуальном и групповом уровнях.
Выделяемые формы социальной адаптации: успешная адаптация это состоявшийся процесс этносоциальной интеграции, который приводит, с одной стороны, к сохранению у мигрантов элементов национальной принадлежности, а с другой к принятию ими норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия без нарушения норм этой среды; 94
[стр. 68]

68 — значимость установления широких отношений с новым окружением; — культурно-психологическая близость контактирующих групп: переселенцев и коренных жителей России; — удовлетворенность отношениями с новым окружением; — позитивная социальная (этническая) идентичность; — позитивный образ "Мы" и позитивный образ "Они"; — межгрупповая толерантность.
В качестве показателей успешной социально-психологической адаптации переселенцев на личностном уровне можно выделить следующие: — актуализация у мигрантов развитых потребностей в самоуважении и самоактуализации; — удовлетворенность профессиональной деятельностью как важнейшим условием реализации потребности в самоактуализации; — удовлетворенность смыслом жизни и оптимистическая оценка жизненной ситуации; — высокая активность, эмоциональная стабильность, интернальный локус контроля.
Таким образом, мы считаем, что наиболее успешной адаптацией переселенцев в новых социокультурных условиях жизни будет адаптация по типу интеграции, которая предполагает сохранение переселенцами позитивной этнокультурной идентичности и обретение ими новой социальной идентичности, адекватной изменившейся реальности.
На групповом уровне анализа выбору и реализации переселенцами такой стратегии адаптации, как интеграция в условиях кризиса идентичности, вызванного резко изменившимися социальными условиями, будут способствовать: — установки на сохранение русскими репатриантами позитивной социальной идентичности, своего культурного своеобразия, обусловленного длительным проживанием прежде в иноэтничном окружении; — установки на налаживание самых широких взаимоотношений с коренным населением принимающих территорий РФ и тем самым приобретение новой позитивной (общей с местными жителями) идентичности, адекватной

[стр.,69]

69 изменившимся социально-культурным, экономическим и политическим условиям жизни в российском обществе.
На личностном уровне успешность адаптации будет определяться внутренней мотивационной структурой личности и зависеть от иерархии ее мотивов.
Стремление к удовлетворению потребностей высшего уровня: потребностей в самоуважении и самоактуализации, на наш взгляд, будет ведущим условием выбора и реализации переселенцами стратегии интеграции.

Опираясь на разрабатываемый автором подход к проблеме адаптации вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья в новой социокультурной среде в условиях жизни в России, рассмотрим основные результаты эмпирического исследования.


[стр.,100]

100 Полученные корреляционные связи между сохранением культурных заимствований и позитивной идентичностью (р0,05) отчетливо показывают, что установки на сохранение культурных заимствований могут играть позитивную роль в процессе адаптации.
В то же время наличие корреляционной связи между сохранением культурных заимствований и неудовлетворенностью отношениями с новым окружением (р0,01) свидетельствует о том, что в определенных ситуациях этнокультурные напластования могут стать не релевантными новой среде: они утрачивают свою значимость и актуальность, тем самым становясь тормозом для широкого и конструктивного налаживания взаимоотношений с коренными жителями и толкая их к изоляции от местного населения.
Это свидетельствует об ограниченности и амбивалентном характере действия установок на сохранение культурных заимствований.
Полученные корреляционные связи между важностью для переселенцев установления отношений с новым окружением и такими переменными, как удовлетворенность взаимоотношениями с новым окружением (р0,001) и позитивными чувствами к своему, русскому, этносу (р0,01), свидетельствуют о стремлении к обретению новой позитивной (общей с местными жителями) идентичности, адекватной изменившимся социально-культур-ным, экономическим и политическим условиям жизни в российском обществе.
На основе данных интервью, выясняющих наличие у русских переселенцев этнокультурных заимствований от культуры тех народов, в среде которых они проживали до переезда в Россию, об их отношении к этим культурным заимствованиям и о стремлении к их сохранению, можно сделать следующие выводы.
Термин "другие русские" по отношению к русским из ближнего зарубежья, на наш взгляд, имеет право на существование.
В его основе лежат, во-первых, этнокультурные различия, являющиеся следствием длительных межэтнических контактов и этнокультурных заимствований групп русского населения, проживающих в отрыве от основного этнического массива.
Во вторых, — социокультурные различия, связанные с различием

[Back]