Проверяемый текст
Бударин, Глеб Юрьевич; Медицина как социальный контроль (Диссертация 2005)
[стр. 11]

Глава 1.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ПАЦИЕНТА У ДЕТЕЙ.
1.1.
Социальная роль больного (пациента) Ребенок-пациент это ребенок, играющий социальную роль пациента.
Сознательно или бессознательно? Кто учит его этой роли и нужно ли вообще учить болеть? Ответить на эти вопросы можно, только рассмотрев теоретические подходы к анализу социальной роли больного1 "Г # Некоторые социологи считают, что болезнь это отклонение от нормы, т.е.
быть больным значит отклониться от нормы.
Понятие болезни как отклонения появилось в 1950-е годы из критического отношения к биомедицинской модели болезни, которая объясняла поведение при болезни как расстройство нормального функционирования тела.
Медицина, как институт общественного контроля, занимается не только распределением людей в разряд больных или физиологически дефективных, но и заставлять людей отказываться от болезни, этот процесс впервые выявил
Талькот Парсонс (1951).2 J * Парсонс был одним из первых и наиболее влиятельных социологов, л который обнаружил, что болезнь это социальное отклонение.
По его мнению, когда люди больны, они не могут выполнять социальные задания: рабочие остаются дома, домохозяйки велят своим детям самим приготовить себе еду, студенты отпрашиваются с семинаров.
По этой причине люди осознанно или бессознательно используют болезнь как предлог, чтобы уклониться от своих общественных обязанностей.
Таким образом, по
Парсонсу выходит, что болезни являются угрозой социальной стабильности.
\
1 В англоязычной социологии существует одно понятие «patient».
Это существительное, которое обозначает и больного, и пациента.
В русском языке есть возможность разделить эти понятия ведь пациент не всегда оказывается больным.
Пациент это тот, кто обратился к врачу.
Больной это тот, кому поставлен диагноз и назначено лечение.
Поэтому мы сохранили терминологию Парсонса в этом разделе, но предпочитаем формулировку «социальная роль пациента» как более точную.
2 Parsons, Т.
(1951) The Social System, London, Free Press.
[стр. 81]

Вывод.
Индивидуальные назначения врачей общей практики являются сравнительно стабильными во времени, возможно, с тремя или четырьмя изменениями в шестимесячный период.
разные назначении.
Традиционные агенты изменений консилиумы, передовые статьи журналов и т.
д.
не могут приводить к изменениям в большом масштабе; в лучшем случае они могут подготовить почву.
Изменение поведения врачей —участковых терапевтов в сторону расширения медикализации может быть вызвано целенаправленным внешним воздействием, но не происходит в результате их собственной активности.
Таким образом, врачей, с которыми пациенты наиболее часто контактируют, а именно участковых терапевтов, нельзя заподозрить в сознательном расширении медикализации.
Более того, они не осознают того, что через медикализацию управляют поведением людей, и не стремятся к этому.
Но в чем же тогда причины расширения медикализации? 3.3.
Общественный контроль и роль больных Некоторые социологи считают, что болезнь —это отклонение от нормы, т.е.
быть больным значит отклониться от нормы.
Понятие болезни как отклонения появилось в 1950-е годы из критического отношения к биомедицинской модели болезни, которая объясняла поведение при болезни как расстройство нормального функционирования тела.
Медицина, как институт общественного контроля, занимается не только распределением людей в разряд больных или физиологически дефективных, но и заставлять людей отказываться от болезни, этот процесс впервые выявил
Толкотт Парсонс (1951).


[стр.,82]

Парсонс был одним из первых и наиболее влиятельных социологов, который обнаружил, что болезнь это социальное отклонение.
По его мнению, когда люди больны, они не могут выполнять социальные задания: рабочие остаются дома, домохозяйки велят своим детям самим приготовить себе еду, студенты отпрашиваются с семинаров.
По этой причине люди осознанно или бессознательно используют болезнь как предлог, чтобы уклониться от своих общественных обязанностей.
Таким образом, по
Парсону выходит, что болезни являются угрозой социальной стабильности.
Однако Парсонс заметил, что некоторое допущение болезней может и» повысить стабильность в обществе.
Представьте себе мир, в котором никто не может заболеть.
Со временем уровень производства будет падать, так как люди, которым отказали в возможности оправиться от чего-либо, поддаются физическим недугам.
Также, с точки зрения Парсонса, важный вопрос заключался в том, как общество контролирует заболевания, чтобы они увеличивали, а не уменьшали социальную стабильность.
Акцент, сделанный Парсонсом на социальную стабильность, отражает его веру в широкую социальную перспективу, известную как функционализм.
Имеющийся в виду функционализм это образ общества как гладко работающего объединенного целого, похожего на биологическую концепцию о человеческом теле как о гомеостатической среде.
По этой модели, социальная стабильность поддерживается потому, что люди учатся принимать общественные нормы и потому, что нужды общества и нужды конкретных людей совпадают, сводя необходимость противоборства на нет.
Согласно этой модели, отклонение, включая болезнь, обычно считается дисфункциональным, так как оно угрожает подрывом социальной стабильности.
Интерес Парсонса к тому, как обществу удается допускать болезни одновременно с минимализациеи их существования, привел его к созданию концепции о роли больных, которая отражает нормативы того, как общество

[Back]