социальный порядок и считается поведением, отклоняющимся от нормы, т.к « традиционные роли остаются незаполненными. «Роль больного» поддерживает сплоченность общества, т.к. те, кто выведены из строя, получают привилегированное право приостановить свои повседневные дела и обязанности для того, чтобы позволить им восстановить свое здоровье и ускорить их возвращение в социальную систему с их обязанностями и ролями. В западном обществе только практикующий врач может узаконить уход на «роль больного». Допущенный на эту роль больной получает две выгоды: * 1. Больные временно освобождаются от своих нормальных ролей. Получить удостоверение о болезни у врача это очевидный способ реализации такого намерения. Однако, просто посетить врача уже дает некоторое право требовать статус больного. Чувство недомогания может рассматриваться скептически друзьями и коллегами, а визит к врачу может оказаться достаточным, чтобы получить доверие. 2. Больных не считают ответственными за свою болезнь. Это освобождает их от значительных переживаний. В некоторых обществах больного могут обвинить в том, что болезнь, например, дана ему в наказание за прошлое преступление, грех или проступок. 1 В обмен на эти льготы, однако, больной должен выполнить две обязанности: 1. Больной должен хотеть поправиться и должен понимать, что роль больного только временное состояние, от которого он должен избавиться. Если он явно не хочет поправляться, тогда, вместо того, чтобы подтвердить роль больного, врач может отнести его к категории симулянтов или ипохондриков. 2. Больной должен соглашаться на технически компетентную помощь. Только практикующий врач может законно дать «роль больного» в нашем * обществе, а технически компетентная помощь ограничивается |
в особенности, классифицируют как больных. Разыгрывая в повседневной жизни свои обычные роли, например, как наемные рабочие и работодатели, как безработные, как члены семей или как пенсионеры, мы сохраняем социальный порядок: работа создает заработки и богатство, семьи содержатся родителями и/или государством и т.д. Эти роли, заявляет он, имеют положительные и целевые функции в поддержании социального порядка. Брать на себя нетрадиционные роли, например, роль преступника или опустившегося человека подрывает социальный порядок и считается поведением, отклоняющимся от нормы, т.к. щ традиционные роли остаются незаполненными. «Роль больного» поддерживает сплоченность общества, т.к. те, кто выведены из строя, получают привилегированное право приостановить свои повседневные дела и обязанности для того, чтобы позволить им восстановить свое здоровье и ускорить их возвращение в социальную систему с их обязанностями и ролями. В западном обществе только практикующий врач может узаконить уход на «роль больного». Допущенный на эту роль больной получает две выгоды: 1. Больные временно освобождаются от своих нормальных ролей. Получить удостоверение о болезни у врача —это очевидный способ реализации такого намерения. Однако, просто посетить врача —уже дает некоторое право требовать статус больного. Чувство недомогания может рассматриваться скептически друзьями и коллегами, а визит к врачу может оказаться достаточным, чтобы получить доверие. 2. Больных не считают ответственными за свою болезнь. Это освобождает их от значительных переживаний. В некоторых обществах больного могут обвинить в том, что болезнь, например, дана ему в наказание за прошлое преступление, грех или проступок. В обмен на эти льготы, однако, больной должен выполнить две обязанности: 1. Больной должен хотеть поправиться и должен понимать, что роль больного только временное состояние, от которого он должен избавиться. Если он явно не хочет поправляться, тогда, вместо того, чтобы подтвердить роль больного, врач может отнести его к категории симулянтов или ипохондриков. 2. Больной должен соглашаться на технически компетентную помощь. Только практикующий врач может законно дать «роль больного» в нашем обществе, а технически компетентная помощь ограничивается официальными медицинскими службами. Больные, которые обращаются к непрофессиональным работникам, претендующим на медицинские знания, предпочтя их практикующему врачу, не выполняют основной обязанности роли больного. Роль больного пациента и профессиональная роль доктора в этих отношениях, предложенных Парсонсом, обобщена в таблице 1. Критики концепции Парсонса о «роли больного» взяли его в оборот изза жестокости этой концепции. Действительно, поиски помощи бывают проблематичны и, не всегда можно предположить, что наличие симптомов требует профессиональной помощи. Кассебаум и Бауман (Kassebaum, Bauman, 1965) показали, что ощущение болезни и последующие пути в поисках помощи различны в разных этнических группах, и было установлено большое разнообразие в намерении получить «роль больного» при опросе резидентов Нью-Йорка (Gordon, 1966). И хотя понятие роли больного, несомненно, полезно для объяснения поведения некоторых больных, особенно в остром состоянии, ■ людей с хроническими заболеваниями и тех, у которых нет явных причин для законного ухода на роль больного, например, миальгический энцефалит (myalgic encephalomyelitis) —не могут претендовать на эту роль. Это еще больше усложняется из-за возможности нечеткого разграничения между здоровьем и болезнью, диагноз и прогноз могут быть неточными и может быть неясным, какие действия больной должен избрать, чтобы поправиться. Невозможность охватить больных с хроническими |